Валентина Бондарева
Конспект занятия «Природа и музыка» по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
1. Дать детям представление об изобразительных возможностях музыки
2. Учить различать смену настроения в произведении и выражать изменения характера звучания в движении, оркестровке и моделировании с помощью цветных карточек.
3. Учить различать трехчастную форму музыкального произведения
4. Развивать образную речь детей
5. Развивать отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально- образного содержания произведений музыки и поэзии
Публикация «Конспект занятия „Природа и музыка“ по программе „Музыкальные шедевры“ О, П, Радыновой» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и способность видеть красоту природы в разном состоянии
Материал:
Раздаточный: цветные карточки на каждого ребенка (зеленого и светло- зеленого цвета, разноцветные ленточки
Оборудование: Музыкальные инструменты:
Треугольники, металлофоны, арфа, ТСО.
Музыкальный материал: Фонограмма музыка из концерта «Весна» А. Вивальди, «Подснежник» П. Чайковского,
Обогащение словаря: ликующая, праздничная музыка, встревоженная, порывистая музыка
Ход занятия.
Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить уже знакомые концерты А. Вивальди и предлагает послушать первую часть концерта «Весна».
Муз руководитель: Сегодня мы послушаем с вами музыку композитора А. Вивальди «Весна». Сам композитор написал к этой части своего концерта такие стихи:
«Пришла весна, ее встречают птицы
Веселым пеньем, в гуще вешних крон.
Ручей кипит, спеша с рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежен.
Порою туч угрюмых вереницы
На воздух надевают капюшон.
Не исчезают беглые зарницы.
И снова слышен птичий перезвон».
Послушайте, как изменяется настроение в этом произведении?Сколько частей в этом музыкальном произведении
Звучит фрагмент концерта «Весна» (1 часть) из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Дети: Вначале музыка звучала ликующе, празднично, затем - встревоженно, в конце она снова стала праздничной и ликующей. В музыкальном произведении три части.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А теперь подумайте и скажите- ликующее и праздничное настроение в музыке первой части всегда звучит одинаково, или в нем есть какие- либо оттенки настроения?
Дети: Да, музыка звучит то празднично, ярко, то нежно, легко.
Музыкальный руководитель: Вслушайтесь в звучание праздничных интонаций в музыке первой части и с помощью карточек попробуйте выложить оттенки настроения.
Звучит музыкальный фрагмент, дети с помощью цветных карточек зеленого и светло-зеленого цвета моделируют оттенки настроения
Музыкальный руководитель: А теперь, давайте послушаем фрагмент второй части музыкального произведения (исполняет фрагмент, Здесь музыка действительно звучит встревоженно, в ней слышны порывистые взлеты мелодии, как будто налетел сильный ураган. Какую картину природы вы можете представить?
Дети: Завывает ветер, птицы жалобно кричат, мечутся. Но потом все затихает, и вновь возвращается праздничное, ликующее настроение.
Музыкальный руководитель: Давайте еще раз послушаем этот фрагмент и с помощью движений изобразим ту картину, которую вы представляете.
Звучит фрагмент концерта «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Дети в движениях передают характер музыки.
Музыкальный руководитель: Вы знаете, что весной все оживает и просыпается в природе. Послушайте еще один музыкальный фрагмент, в котором передается весеннее настроение. Это отрывок из произведения П. Чайковского «Подснежник» и скажите, какое настроение этой музыки?
Звучит фрагмент произведения «Подснежник» П. Чайковского.
Дети: Музыка нежная, ласковая, как будто подснежник просыпается под лучами солнца.
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Послушайте, как поэт А. Майков рассказал нам об этом цветочке:
«Голубенький, чистый
Подснежник- цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок».
Давайте с помощью движений оживим этот образ и передадим настроение музыки в пластике.
Дети вместе с педагогом импровизируют движения под музыку «Подснежник» П. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Очень хорошо, ребята, у вас получилось. А как вы думаете, настроение музыкального произведения П. Чайковского «Подснежник» перекликается с настроением стихотворения «Подснежник» А. Майкова.
Дети: Да, и в том и другом произведении очень светлое, нежное, трепетное настроение.
Музыкальный руководитель: Я заметила, что ваши движения изменились. Почему так происходило?
Дети: Потому, что менялась музыка.
Музыкальный руководитель: Действительно, музыка сначала была спокойной и нежной, и мы с помощью движений изображали пробуждение цветка. А затем как стала звучать музыка?
Дети: Потом музыка стала взволнованной
Музыкальный руководитель: Как изменились наши движения?
Дети: Они стали более оживленными и быстрыми.
Музыкальный руководитель: А в конце какая стала музыка?
Дети: Снова спокойной и нежной
Музыкальный руководитель: Правильно, а теперь, давайте с помощью инструментов передадим изменения характера музыки. Подумайте, какие инструменты нам в этом помогут.
Дети предлагают варианты оркестровки, вместе с ребятами, педагог выбирает наиболее удачные решения.
Педагог предлагает разделиться на подгруппы: одна подгруппа оркеструет музыкальные фрагменты, вторая - передает настроение музыки с помощью движений. Затем группы меняются.
Музыкальный руководитель: Мне сегодня, ребята очень понравилось, как вы работали на занятии: очень выразительно передавали характер музыки в движениях, сумели удачно подобрать музыкальные инструменты для оркестровки произведений, правильно выложили оттенки настроения музыки с помощью карточек.