Наталья Иванищева
Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!»
Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем является Баба Яга.
Задачи:
Публикация «Урок музыки во 2 классе „Знакомьтесь, Баба-яга!“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
* Познакомить детей с новыми произведениями: русские народные сказки, картина В. Васнецова «Баба Яга», П. И. Чайковский «Детский альбом» «Баба Яга».
* Развивать фантазию, воображение при сравнении художественных музыкальных и литературных произведениях.
* Вызвать удовольствие от услышанного, правильно оценивать героев. Выражать свое отношение к ним, чувствовать поэтичность музыкальных и живописных образов.
Музыкальный материал :
1. Чайковский «Детский альбом» «Баба –Яга»
2. М. Дунаевский «Частушки Бабок-Ежек»
3. Реп Бабы-Яги
4. В. Ярушин «Заболела Баба-Яга»
5. Русская народная «Коробейники»
(слайд 1)
Метла, ступка, нос крючком,
Торчат волосы клочком,
Черный кот, костяная нога,
Все мы знаем - это Баба Яга!
Исподлобья грозно смотрит,
И в ухмылке рожу скорчит,
Всех страшит, в душе добра
Наша Бабушка Яга!
Беседа:
- Сегодня на уроке мы будем говорить о ….
(слайд 2)
-О Бабе Яге!
-Вам нравится Б-Я? Кому нравится -3 хлопка, кому нет – 3 притопа.
-Почему одни аплодировали, другие пытались прогнать Б-Я?
-Давайте посмотрим на картинки. (слайд 3)
-Что мы будем исследовать? Мнения разделились.
*Какая она, добрая или злая?
- Что может помочь в нашем исследовании? Где мы встречаемся с Б. Я?
* В сказке, праздник, песни, стихи, рисунки, картины, музыка, кино, м. ф.
Ход урока:
Давайте предположим, где родилась Баба - Яга
1. Некоторые утверждают, что Баба-Яга перебралась к нам с севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы дикие звери и дома не замело снегом. Отсюда и появилась «Избушка на курьих ножах».
2. Существует версия, что Яга произошло от слова «Йог», и сама она из Индии.
Характерна деталь: в избушке Бабы - Яги три пары волшебных рук делают домашнюю работу. Может, ей служит шестирукое божество Шива?
Не случайно Баба – Яга как индийские йоги – отшельники, живёт вдали от людей и ведёт уединённый образ жизни. Кроме того, её ступа напоминает священные индийские сооружения, которые так и – ступы.
3. Одни исследователи считают Ягу злой ведьмой, колдуньей, другие величают её древнеславянской богиней,хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.
4. И наконец, есть предположение, что Баба – Яга – существо инопланетного происхождения и прибыла она на Землю из космоса.
Во многих сказках и мифах часто упоминается, что ступа у неё железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля.
-Все мы читали русские народные сказки. Остановимся на славянской мифологии и на сказках, с которыми мы познакомились «Гуси – Лебеди», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках», «Царевна – лягушка».
(слайд 3) -Чтобы дать характеристику Бабе - Яге, нужно ответить на вопросы.
(слайд 4) 1. Место обитания. 2. Внешний вид. 3. Животные, служащие ей. 4. Волшебные вещи. 5. Как относится к герою. 1.«Гуси – лебеди»
(слайд 5) Место обитания: «стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, вокруг себя поворачивается.» Внешний вид: морда жилиная, нога костяная. Животные: Мышка, Гуси – лебеди. Волшебные вещи: золотые яблоки, молочные реки.
Персонаж: отрицательный. Она похищает детей, никого не боится.
А теперь обратимся к картине русского художника В. М. Васнецова «Баба- Яга».
Автор поведал нам о красоте русской сказки, которая с раннего детства волновала его и завораживала.
(слайд 6)
-Что мы видим на картине? Среди бушующих и завывающих под порывами ветров деревьев лежит Баба-Яга,
выставив вперёд свою метлу, чтобы смести с Земли всё доброе и светлое.
Художник изобразил её костлявой старухой, с белыми, развивающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку. Несёт к себе в логово маленького мальчика.
Она никого не боится, лицо- торжественное, злое, рот приоткрыт, показывая, какие у неё острые зубы.
Летит она по дремучему лесу, с правой стороны – филин, спутник ночи. А теперь прослушаем музыкальное произведение, которое тоже рисует облик сказочного персонажа.
Закройте глаза и представьте этого героя. Чайковский «Баба-Яга»
(слайд 7) - Как вы думайте, положительный или отрицательный, злой или добрый герой? *Злой, недобрый. - А кому может принадлежать эта музыка? * Это Баба-Яга. - Какой вы её представили? Какой характер музыки? * Злая, коварная, жестокая. - Как вы это поняли? * Звуки короткие, острые, злые, резкие, отрывистые. - А все ли звуки звучали ровно? Или они выделялись? *Выделяются. - Слышны более громкие звуки, на них ставится ударение, акцент.
– Чем занимается Баба-Яга? Сидит в избушке или лежит на печи? *Она летит в ступе. – Как вы поняли, что она летит? Каков был темп музыки?
*Очень быстрый, чувствуется полёт, сопровождаемый свистом ветра. -Кто исполняет произведение (Симфонический оркестр)
2. «Финист – ясный сокол»
(слайд 9) Место обитания: «стоит избушка на курьих на поляне, на курьих ножках вертится» Внешний вид: три Б-Я. «Сама чёрная, а во рту клык торчит.»
Животные : кот, собака, серый волк. Волшебные вещи: золотое яйцо, блюдечко, пяльцы, золотая игла.
Отношение к герою: положительное, все три помогают Марьюшке
3. «Сказка о молодильных яблоках» (слайд 10)
Место: избушка на курьей ножке об одном окошке.
Внешность: Б-Я старых лет. Животные: кони Волшебные вещи: яблоки молодильные, живая вода.
Отношение: положительное, дала совет, как найти воду и яблоки.
4. «Царевна - лягушка»
(слайд 11)
Место: «стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается» Вид «… зубы на полке, а нос в потолок врос.»
Волшебные вещи: клубок. Отношение: положительное, даёт совет, как одолеть Кощея, подсказывает, где растёт дуб. Вывод:
В одних сказках Баба-Яга добрая, помогает герою, выручает, гостеприимная, советует, подсказывает, выручает.
А в других - выглядит страшно, образ злой, дружит с Кощеем, Горынычем,Лешим.
Гонится за детьми в ступе, пугает, но нигде зло не проявляет, так как никого не съела, хоть и обещала. Послана героям для исправления, преодоления трудностей, помогает быть смелее, добрее, идти к своим целям.
Помогает выработать хорошие качества героям, такие как смелость, находчивость, смекалку.
Стук в дверь.
Баба-Яга и Леший. Б-Я -Ну, что подруженьки Намоталась, налеталась Наконец-то дома В дремучем лесу оказалась. После всех этих Бабки - Ёжкиных презентаций и встреч Самое время в избушке прилечь.
Л. - Ой нет, по мне так сначала следует подкрепиться,
А потом на печку валиться!
Б-Я.
-Где же в эту пору ты ужин найдешь?
Скорее об парты ты шею свернёшь.
-Постойте! Меня никогда не подводит мой нюх
Ягусеньки! Чую человеческий дух!
Л. -Ура! Будет кого на лопату посадить!
Посолить, поперчить и подливкой полить.
Включить в окрестностях иллюминацию,
Начинаем поисковую операцию.
А, вот они! Попались голубчики!
Вот того закушу я зелёным огурчиком,
Симпампунчика этого заберу на жаркое,
Эй, кого на шашлык, быстро стройтесь по двое.
Б-Я. - Я сестричек своих пригласила сюда,
Прислала им приглашение
На моё развесёлое представление.
Я приглашаю мою младшую сестрёнку
Продюсера Фабрики звёзд на опушку
У лесной избушки.
РЭП (слайд 12)
Б-Я- Милости прошу моих сестричек, юных Бабок –Ёжек
на нашу сцену.
Частушки. (слайд13)
Б-Я – Телеграмма, телеграмма!
После дождичка в четверг
На шабаш зовём вас всех.
Л. - А шабаш, это по- вашему тусовка, дискотека, обычно на Лысой горе.
Б-Я-А давайте-ка силы свои испытаем
И в народный оркестр поиграем.
Л. На инструментах сыграем, что есть силы
Чтобы у нас всех дух захватило.
Шумовой оркестр (слайд 14)
Б-Я. -Уф, напрыгались, навеселились,
Так, что ноженьки подкосились.
Что-то спинку совсем свело,
Да головушку обнесло.
Пожалейте. Ребятушки, бабку
Спойте песенку сладку.
Песня «Заболела Баба-Яга»
Б-Я - Уж и хворь-то совсем отступила.
Леший, отбирай-ка упитанных дюжину
Сади на лопаты, да подрумяним их к ужину.
Л. - Ты опять за своё.
Мы с ребятами славно повеселились
И даже по-моему подружились.
А с друзьями так не обращаются.
Б-Я - Ладно уж, буду доброй.
Вывод:
-Ребята, так какая она, Б-Я?
* Дарит клубок. * Даёт советы, которые помогают достичь цели.
*Чует сердцем.
*Испытывает людей.
*Поднимает ветер помелом.
*Летает в ступе.
*Лежит на печи.
*Связана с ночью и тьмой.
* Всегда старая.
*Она слепа, не видит, а чует носом.
*Живёт в избушке.
* Похищает детей.
Выяснили, что:
*Б – Я не всегда злая ведьма.
* Она может быть разной : и доброй, и злой.
* Часто помогает герою, спасает его.
*Б – Я может быть весёлой, смешной.
*А иногда – даже красавицей.
Релаксация:
Вспомните, с чего начинали урок?
Некоторые решили, что Б-Я злая. Ребята, кто считает, что мы сегодня говорили о добре, о том персонаже, который делает героя сильнее мудрее, помогает понять им силу добра – похлопайте в ладоши.