Нагайчук Мария
Упражнения по интеллектуальному развитию для детей 5–6 лет
Упражнение «Да или нет?»
Цель: развитие произвольного внимания и слухового восприятия.
Педагог читает детям предложения. Если дети согласны с этими утверждениями (да) – они хлопают в ладоши, если не согласны (нет) – их руки лежат на столе.
Мясорубкой мелют мясо.
Топор пилит дерево.
Зимой холодно.
Колесо квадратное.
Зебра – это домашнее животное.
Вечером дети завтракают.
Мороженное делают из молока и т. д.
Публикация «Упражнения по интеллектуальному развитию для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Упражнение «Назови одним словом»
Цель: повторение с детьми родовых понятий, обучение работе «по цепочке».
Каждому ребенку по очереди педагог называет три слова, ребенок должен назвать их одним словом (обобщающим понятием). Дети должны отвечать друг за другом, «по цепочке» и не перебивая друг друга.
Автобус, трамвай, такси - …
Чашка, кастрюля, сковорода - …
Круг, квадрат, ромб - …
Творог, сметана, сыр - …
Воспитатель, повар, водитель - …
Лев, заяц, медведь -…
Бокс, футбол, хоккей - …
Упражнение «Вид-вид»
Цель: обучение логических цепочек и подбору родовых понятий.
Педагог называет какое-либо слово, дети должны по очереди подобрать к нему понятия, находящиеся с этим словом в отношениях «вид-вид», и затем назвать все эти понятия одним словом.
Красный - …желтый, зеленый, синий (это цвета).
Кепка - …
Зима - …
Тарелка - …
Квадрат - …
Диван - …
Тюльпан - …
Свинья - …
Упражнение «Часть-целое»
Цель: развитие словесно-логического мышления, обучение детей работе «по цепочке».
Педагог по очереди называет каждому ребенку слово, означающее часть какого-то, а ребенок должен указать целое:
Карман –
Окно –
Ноготь –
Крыло –
Ствол –
Кабина –
Подошва –
Лепесток –
Упражнение «Лишнее слово»
Цель: развитие словесно-логического мышления и связной речи, обучение детей классифицированию понятий.
Педагог просит детей выбрать из трех слов лишнее, слово с учетом выделенного признака и объяснить свой выбор. Каждый ребенок отвечает по очереди.
• Цвет: арбуз, цыпленок, солнце.
• Вкус: чеснок, огурец, морковь.
• Величина: море, лужа, аквариум.
• Форма: косынка, арбуз, палатка.
• Вес: шкаф, платье, куртка.
• Материал: сумка, кошелек, газета.
Упражнение «Запомни пару»
Цель: развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух родов слов.
Педагог читает детям пары слов, между которыми существуют смысловые связи. Затем он читает только первое слово каждой пары, а дети по очереди вспоминают второе слово.
Ведро – вода.
Дерево – ворона.
Карандаш – ластик.
Лейка – грядка.
Пиджак – пуговица.
Стул – ножка.
Утка – пруд.