Светлана Стеганцова
Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие с Колобком»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие интеллектуальной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, делать простые умозаключения.
2. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по схеме.
3. Закреплять умение размещать предметы в соответствии с расположением их заместителей.
4. Развивать познавательные процессы восприятия, воображения, внимания, памяти, саморегулирования и самоконтроля.
Публикация «Конспект занятия по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста „Веселое путешествие с Колобком“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
5. Развивать способности к логическим действиям и операциям.
6. Воспитывать доброжелательность, желание помогать друг другу, чувство коллективизма.
Материал:
Письмо, карта - схема путешествия, цветные «ключи» к схеме; мяч; звукозапись «космической» музыки; карточки с предметами для игры «Логический поезд», предметные картинки к игре «Загадай загадку»; карточки для физминутки; несколько разлинованных на 9 частей листов и набор предметов к игре «Разложи предметы» : грибочки, ёлочки, кружочки; картинка колобка, разрезанная на несколько частей для игры «Сложи Колобка»; сундук-коробочка, замок, ключ, набор геометрических фигур разных по цвету величине и форме для игры «Угадай, где ключ»; призы-книжки для детей.
Используемая литература:
1. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», 2006 г.
2. Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», М., 1989г.
3. О. Машталь «Лучшие методики развития внимания у детей», М., 2008г.
4. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. «Развиваем мышление», М., 2006г.
Ход занятия:
Вступительное слово о гостях.
-Мы сегодня с вами будем играть в увлекательные игры, выполнять интересные задания, и работать с веселыми картинками. Это всё нужно, чтобы развивался ваш ум, память, интеллект, вы будете думать, рассуждать, анализировать и многое объяснять. Готовы?
Воспитатель показывает детям письмо, которое пришло в детский сад. Вместе с детьми открывает конверт и читает:
«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю играть, придумывать разные конкурсы, загадывать и отгадывать загадки. Одному играть мне скучно и неинтересно. Я приглашаю вас отправиться в веселое необычное путешествие. Ваш любимый, весёлый, кругленький друг….»
P.S.Хотите узнать кто я? Тогда отправляйтесь в путешествие по сказочной карте и постарайтесь выполнить все мои увлекательные задания.»
Воспитатель показывает детям карту
-Ну, что отправляемся в путешествие? ( Дети: «Да!».)
- Но хочу вас предупредить, что во время путешествия можно встретиться с разными трудностями и опасностями и от того, как ведут себя участники путешествия, зависит, вернуться ли они домой. Все должны быть дружными, доброжелательными и помогать друг другу: один за всех и все - за одного!
Воспитатель даёт каждому ребенку «ключ» к карте, коротый они вешают на шею.
Воспитатель:
-Для того, чтобы начать путешествие необходимо построить поезд.
Игра «Логический поезд»
На стол кладется картинка с изображением паровоза, а ребятам раздаются картинки-«вагончики» с изображением разных предметов. Играющие из них должны сложить «поезд», соединяя- сцепляя «вагончики» причинно-следственными связями.
- Объясните, как бы вы составили поезд. Рассуждайте
Воспитатель:
-Теперь у нас есть паровоз, мы на нем и поедем, но теперь надо узнать куда? Пойдемте к карте. Она у нас сказочная. На ней отмечены станции. По порядку на какую станцию отправимся(1)
Отправляемся в путь!
Подходят к столу с надписью 1 Станция.
На столе лежат пронумерованные конверты с заданиями:
-У нас есть волшебные конверты с увлекательными заданиями. Давайте их все выполним!
Конверт 1 «Зарядка для ума»
Воспитатель читает каждому ребенку по вопросу, он должен ответить и объяснить свой ответ, если он сам не сможет ответить, то ему помогают остальные ребята.
1. Сколько ушей у 5 малышей? (10)
2. Сколько пальчиков у 2 мальчиков? (40)
3. Сколько лап у двух медвежат(4)
4. Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)
5. Под каким кустом сидит заяц, когда идёт дождь? (под мокрым)
6. В группе д/с есть лыжи у 8 детей. Наступило лето. Сколько детей сможет покататься на лыжах? (нисколько)
7. Наташа сорвала в саду 7 слив и 2 морковки. Сколько фруктов сорвала Наташа? (7)
8. Кто выше прыгает комар или муха? (эти насекомые не прыгают)
9. По чему едут машины? (по дороге)
Конверт 2 «Загадай загадку» :
Воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке и просит, чтобы они их не показывали друг другу. Ребенок описывает свою картинку, не называя предмет - загадывает загадку, остальные должны догадаться, что же на ней изображено.
А теперь веселая физминутка
– Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (на карточке - круг с точками. Воспитатель указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед.
– Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках)
Конверт 3 «Хитрые рассказы»
Воспитатель:
-Послушайте рассказы. Подумайте и ответьте на мои вопросы.
1 рассказ. Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
- Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А кот Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!
- Почему кот так говорит?
2 рассказ. Спускается муравей с горы, а навстречу ему – осел. Спрашивает осё л муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?» «Такая высокая, густая», - ответил муравей. Обрадовался осел, поднялся в гору, но как ни пытался щипать траву губами – никак не мог. «Обманул меня муравей», - подумал осел.
-А как вы думаете? Обманул муравей осла или нет?Почему вы так думаете?
Послушайте веселые стихи и поправьте меня, если я ошибусь.
Скачет наш котенок ловко, очень любит он…морковку. (молочко)
Всем известно в целом мире: пальцев на руке… четыре. (пять)
Все ребята точно знают: кошки очень громко… лают. (мяукают)
У кота забрали рыбу, должен кот сказать… спасибо. (варианты ответов детей)
Всем ребятам нужно знать: два плюс два, конечно… пять. (4)
Воспитатель
-На этой станции мы выполнили все задания, пора ехать дальше. Надо определить куда.
Воспитатель с детьми подходят к схеме и определяют с помощью «ключа» дальнейший маршрут передвижения.
Вторая станция
Конверт 1 «Что перепутал художник?»
-Рассмотрите картинки. Что вы можете о них сказать? С чем вы не согласны? Рассуждайте!
Конверт 2 «Найди лишний предмет»
Воспитатель показывает ребятам картинки, на которых изображены 4 предмета. Каждый ребенок находит «лишний предмет» и объясняет свой выбор.
Конверт 3 «Разложи предметы»
Каждому ребенку дается разлинованный на 9 квадратов лист и набор картинок ( например: 3 круга, 3 гриба, 3 елочки).
Необходимо расставить все картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике была только одна из них. Дети выполняют задание и помогают друг другу.
Восп. :
-И на этой станции мы выполнили все задания, двигаемся дальше.
Воспитатель и дети подходят к схеме и определяют дальнейший путь.
Восп. :
-Прежде чем отправиться к третьей станции, давайте немного отдохнем, расслабимся, ну и наберемся новых сил.
Релаксационное упражнение «Созвездие» :
Дети встают в круг. Звучит медленная красивая «космическая» музыка.
Воспитатель:
-Когда ночью мы выходим на улицу и смотрим на небо, то там мы видим звезды. Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что вы все звездочки. Мы с вами превращаемся в одно большое созвездие. Оно тихо плывет по ночному небу. Каждая звездочка светит тихим теплым светом. И по нашим рукам-лучикам это тепло передается от одной звездочке к другой, передается спокойствие, любовь, уверенность в своих силах. Каждый из вас чувствует, что все вместе мы составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен. А сейчас откройте глаза, встаньте пошире в большой круг, и держась за руки поднимите их вверх. Мы с вами одна большая звезда! Нам пора возвращаться на землю, к нашей игре. Наша звезда приземляется (держась за руки, дети садятся на корточки)». А где же третья станция?
Все подходят к следующей станции.
Третья станция
Конверт 1 «Угадай, кто же я?»
Ребятам раздаются части разрезанной картинки. Дети на столе выкладывают из частей Колобка
Восп. :
-Вот мы с вами и узнали, кто же написал нам письмо. Это умный Колобок, какие запутанные и замечательные задания он для нас придумал! Но посмотрите, здесь остался еще один конверт.
Воспитатель открывает конверт и читает :
«Ребята!Вы-молодцы! И за то, что вы справились со всеми моими заданиями и помогали друг другу я приготовил для вас подарки. Они лежат в волшебной коробочке, чтобы её открыть надо найти ключ…Ваш друг Колобок»
Игра «Угадай, где ключ».
Возле коробочки лежат разные по цвету, величине и форме геометрические фигуры. Под одной из них спрятан ключик. Для того, чтобы поднять фигуру и посмотреть там ли ключ, детям необходимо ее назвать ( например: я думаю, что ключ лежит под большим зелёным квадратом).
Дети находят ключ, открывают замок и воспитатель достает призы-книжки.
Восп. :
-Ребята, вам понравилось наше весёлое путешествие? Вы справились со всеми интересными заданиями Колобка? А что вам в этом помогло? (дружба и взаимопомощь, знания, эрудиция и смекалка)
А теперь нам пора вернуться из нашего путешествия в детский сад!
Спасибо всем за работу!