Татьяна Гетманская
Дидактические упражнения по развитию речи «Звуки в слове можно выделить»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические упражнения по развитию речи : "Звуки в слове можно выделить".
Цель предлагаемых игровых упражнении - научить детей слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками.
1."Что нужно кукле?"
Наглядный материал: предметные картинки мыльница с мылом, полотенце, зубная паста, зубная щетка, тарелка, чашка, чайник, столовая ложка, чайная ложка, вилка.
Публикация «Дидактические упражнения по развитию речи „Звуки в слове можно выделить“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Воспитатель выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет, сказать, для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии. Ответы должны быть индивидуальные.
Затем он предлагает детям отобрать для куклы Нины картинки с предметами, которые необходимы для умывания. Сначала лишь те, в названии которых слышится звук л (мыло, полотенце), потом со звуком т (зубная паста, зубная щетка).
Далее дети отбирают картинки с предметами, нужными кукле для еды: сначала со звуком л (тарелка, ложка, вилка, потом со звуком к (чашка, тарелка, вилка, со звуком ч (чайник, чашка).
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.
2."Расскажем все о куклах".
Наглядный материал: соответствующим образом одетые куклы.
Воспитатель показывает детям кукол. Одна одета в красное платье-Катя, другая в голубое –Галя. Произнося имена кукол, педагог голосом подчеркивает звуки к и г. Детям он предлагает составить рассказы об этих куклах. В рассказе о Кате должны быть слова со звуком к, в рассказе о Гале- со звуком г.
Воспитатель намечает детям и примерную схему рассказа – советует сказать, что на кукле надето, какие у нее игрушки, что она любит есть.
Ответы детей педагог записывает, а потом читает вслух.
Примерный рассказ, который могут составить дети:
«Это кукла катя. Платье у нее красивое. Туфли коричневые, носочки красные. Любит калачи, какао, конфеты. А игрушки у нее такие- матрешка, неваляшка, мишка, зайка».
Такого же типа рассказы составляют и о другой кукле. При чтении воспитатель выделяет голосом нужный звук.
Упражнение проводится в несколько приемов, а во время итоговой беседы воспитатель зачитывает все сказанное о каждой кукле.
Главное- заострить внимание детей на том, что один и тот же звук встречается в разных словах.
3."Загадки Петрушки".
Воспитатель, собрав детей, сообщает им, что получил письмо от Петрушки.
В этом письме Петрушка задает детям загадку.
Педагог читает письмо : «Здравствуйте, ребята!» Я сейчас живу на даче, гуляю в лесу. Люблю я собирать в лесу грибы. Много грибов я приношу домой.
Отгадайте, какие грибы я собираю, если в названиях их есть звук р (боровики, грузди, рыжики, сыроежки, звук т (маслята, опята, звук с (сыроежки, свинушки, маслята, звук и (подберезовики, рыжики, сыроежки, подосиновики, боровики)»
Анализируя ответы детей воспитатель отмечает, как произнесено слово- действительно ли в нем есть заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом.
Кроме того, педагог следит, чтобы дети называли съедобные грибы.
4."Догадайся сам".
Наглядный материал: игрушки и «чудесный мешочек».
Воспитатель раскладывает на столе несколько игрушек.
Кто-либо из детей громко произносит их названия.
Взрослый просит двоих детей еще раз произнести эти названия, но первый ребенок произносит слова так, чтобы наиболее отчетливо в нем прозвучал первый звук (машина, жираф,
а второй ребенок выделил голосом в названии последний звук (заяцц, мячч, петухх).
Затем все игрушки помещаются в «чудесный мешочек», дети поочередно опускают руку в мешочек, ощупывают игрушку, по форме и величине определяют ее название и назначение (это животное или игрушка и т. д.); в названии первый (последний)звук такой-то.
После того как дети отгадывают игрушку, ее вынимают из мешочка и кладут на левую сторону стола. Если же ребенок допустил ошибки при описании предмета или неправильно назвал начальный (последний) звук названия или дети предложили неверные варианты ответов, игрушку помещают на столе справа.
В конце подсчитывается количество правильных ответов. Поощряется догадливость и самостоятельность.
5.«Где твое имя, догадайся!»
На прогулке воспитатель рисует с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что них спрятались имена детей. В первом квадрате находятся те из них, которые в своем звучании имеют звук к. Он предлагает подумать, кто из детей может оказаться в первом квадрате (Коля, Оксана, Максим). Во втором- имена, в которых слышится звук ш (Миша, Наташа, а в третьем – со звуком о (Вова, в четвертом – со звуком и (Ира, Марина, Игорь).
Жюри (взрослый и два-три ребенка) обходят домики-квадраты, отмечая верное или ошибочное (объясняет почему) нахождение детей в них.