Екатеррина Видова
Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога»
Цель:
сформировать представление слушателей о возрастных особенностях школьников как составляющей здоровьесберегающей деятельности педагога.
Задачи:
1. Раскрыть основные подходы к возрастной периодизации в науке.
2. Раскрыть сущность психологических изменений разных возрастных групп.
3. Показать роль и место возрастных особенностей в базовой модели здоровьесбережения.
Возрастная типология.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.
Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет (П. Д. Столяренко)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей);
3-4 года - самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, обзывание взрослых (Я сам, Я сам знаю, нарциссизм - восхваляет себя);
ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые);
5-6 лет - гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами, формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, игры-соревнования;
развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ;
развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать, развитие творчества;
ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;
развитие восприятия, внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам, развитие воли;
любознательность (в 4-5 лет - почемучки);
развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную функции (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию);
развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам - лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет, затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;
развитие понятий (в 3-5 лет слова - как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов - конкретные понятия);
развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже, постепенный переход к операционному уровню;
интерес к половым органам, к рождению детей:
а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года);
б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет, формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития - формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;
формирование готовности к школе.
Психологические особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - УЧЕБА
перестройка познавательных процессов - формирование произвольности, продуктивности и устойчивости - развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти, мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ);
развитие саморегуляции поведения, воли;
усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
овладение навыками домашнего труда;
расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель, формирование отношений в учебном коллективе;
игры развивающие занимают второе место после учебы;
формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, школьные неврозы;
действия по инструкции взрослого;
Образец и правило и Оценка критичности - умение исправить свою ошибку на материале методики Образец и правило;
беседа о школе.
Американский психолог А. Гезел описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте.
Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16).
10 лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.
11 лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.
12 лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, усиливается влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.
13 лет - подросток. Обращенность внутрь (интравертность, самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.
14 лёт - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.
15 лет – подросток Приобретаются индивидуальные различия; дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.
16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность.
Психологические особенности подросткового возраста (11-14 лет)
интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;
ВЕДУЩАЯ деятельность - ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости завоевать признание, расположение и уважение сверстников к себе;
формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;
возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;
формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены;
склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
появление сексуальных влечений и интересов;
формирование САМОСОЗНАНИЯ своего Я, эгоидентичности;
избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
Основные психологические особенности. Ранняя юность (14-18 лет)
формируется САМОСОЗНАНИЕ - представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ;
возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ;
возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНО - ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ;
появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ - как целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ;
СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ; - пренебрежение к советам старших;
КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия;
сухой рационализм, практицизм;
стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;
стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ - основной мотив познавательной деятельности;
ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности,
ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется
отношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ;
возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы;
происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;
недостаточное осознание последствий своих поступков.
Поздняя юность (18-25 лет)
ЗРЕЛОСТЬ в умственном, нравственном отношениях;
убежденность, сложившееся мировоззрение;
ЧУВСТВО НОВОГО - СМЕЛОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ;
СПОСОБНОСТЬ К УВЛЕЧЕНИЮ - ОПТИМИЗМ;
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ;
КРИТИЧНОСТЬ и САМОКРИТИЧНОСТЬ. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;
СКЕПТИЧЕСКОЕ, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;
сохраняется МАКСИМАЛИЗМ и КРИТИЧНОСТЬ, отрицательное отношение к мнению старших;
неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
ПИК интеллектуальных и познавательных возможностей;
ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни;
ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.