Анастасия Шаронова
Статья «Открытость детского сада в организации проектной деятельности педагога».
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Шаронова Анастасия Геннадьевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад «Морозко»
п. Приозёрный Надымского района»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты (к которым относится и дошкольное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Новизна отношений семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Публикация «Статья „Открытость детского сада в организации проектной деятельности педагога“,» размещена в разделах
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада. Современный подход к организации взаимодействия педагога и семьи подразумевает дошкольное учреждение под открытой системой, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость детского сада внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами.
Таким образом, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
При организации работы с родителями я опиралась на данный подход. И предлагаю вашему вниманию личный педагогический опыт, который раскрывается в реализации творческой проектной деятельности «Времена года» для детей подготовительной к школе группы, целью которой является систематизация знаний детей о временах года и совершенствование умения отражать свои впечатления о разных проявлениях природы в изобразительной деятельности.
В рамках проекта для реализации «Открытости детского сада внутрь» самые активные и всегда интересующиеся жизнью группы родительницы для детей провели мастер-класс «Создай открытку своими руками», на котором показали детям, что можно сделать красивую открытку из бросового материала, который мы часто просто выкидываем в мусор (лоскутки ткани, старые пуговицы, разные бусинки, ленточки, кусочки пряжи и пр.) Хочется отметить, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они изучают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих близких, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают и у которых такие золотые руки. Мне как педагогу было очень интересно понаблюдать за семьями, лучше узнать их сильные и слабые стороны в вопросах воспитания и что-то взять для себя на заметку. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Также для реализации «Открытости детского сада внутрь» в конце второго этапа проекта предполагается проведение мастер-класса педагогом для родителей и их детей с целью подготовки продукта совместной деятельности с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для оформления выставки. В данной ситуации родитель будет иметь возможность прийти в группу, провести время со своим ребёнком в совместной деятельности, родитель будет иметь возможность понаблюдать за своим ребёнком, изучить его в непривычной для себя обстановке, подметить, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.
Работая в направлении взаимодействия с родителями, в группе организован уголок «Библиотека для родителей», литература которого направлена на развитие детского художественного творчества и которая может быть использована как в детском саду, так и в семье. Литература здесь представлена современная, яркая, чтобы привлечь внимание к ней воспитанников и их родителей, по содержанию она доступная и интересная. Данная литература помогает родителям для участия в конкурсах рисунков и поделок на институциональном уровне, которые потом выкладываются на сайте детского сада.
Для «Открытости детского сада наружу» план взаимодействия с социальными институтами разрабатывался в детском саду с учётом включения тех организаций, в которых работают родители воспитанников. К ним относятся: администрация МО п. Приозёрный, библиотека, культурно – досуговый центр, школа искусств. Таким образом, дети не просто знакомятся с различными видами труда взрослых, а могут увидеть специфику работы именно своего папы или мамы и они учатся смотреть с уважением, гордостью и пониманием на деятельность своих родителей и близких.
В рамках моей проектной деятельности одна из родительниц воспитанников организовала интересную экскурсию в Культурно – досуговый центр. Она, как творческий сотрудник этого центра представила вниманию детей выставку «Детские фантазии», в которой были продемонстрированы разные необычные техники исполнения картин и поделок, и провела мастер-класс, на котором дети сами попробовали рисовать «тычком», пластилином, выцарапывать картины в технике «граттаж». Детям очень понравилась экскурсия и они с удовольствием были вовлечены в познавательный процесс.
В заключение хочется вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка». Только с таким подходом можно обеспечить ребёнку полноценное развитие и дорогу в успешную жизнь.