Наталья Большакова
Учет типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие о темпераменте.
Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.
Публикация «Учет типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей дошкольника» размещена в разделах
Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов — типов темперамента. Темперамент в переводе с латинского — «смесь», «соразмерность», «правильная мера». С древности были известны 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Темпераменты, которые сохранились и в наше время и которые пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis - «кровь», флегматик (от греч. phlegma - «флегма», холерик (от греч. chole - «желчь») и меланхолик (от греч. melas chole - «черная желчь»)
Уже в детстве заметно, что одни ребенок более подвижный, веселый и настойчивый, а другой медлительный и застенчивый, неторопливый в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
Особенно важен учет данных особенностей в работе педагогов, воспитателей и психологов. Известно, что психика ребенка не является чистой доской и в процессе воспитания и обучения надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства темперамента, которые у всех разные. Это необходимо для эффективного взаимодействия с детьми, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций и возможного стресса. Поэтому усилия при взаимодействии с ребенком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений.
Характеристика основных типов темперамента у дошкольников.
Сангвиник.
Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
Холерик.
У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления : они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Флегматик.
Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно : негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
Меланхолик.
Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.
Свойства темперамента.
Темперамент характеризуется определёнными свойствами. Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, то есть под типом темперамента понимается определённая совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
К свойствам темперамента относят такие индивидуальные особенности, которые:
• регулируют динамику психической деятельности в целом;
• характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
• имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
• находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
• однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Факторы, условия, влияющие на изменение свойств темперамента.
Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов, т. к. свойства темперамента обусловлены общим типом нервной системы, то они в какой-то степени зависят от наследственного фактора, они в ряде случаев претерпевают более или менее резкое изменение в результате жизненных условий. Условия могут быть следующие:
• тяжелые соматические болезни, особенно перенесенные в раннем детстве;
• в результате некоторых оздоровительных мероприятий;
• в результате психологических конфликтов, пережитых в подростковом возрасте;
• в результате резкого ухудшения бытовых материальных условий в подростковом возрасте;
• при резком изменении объективных условий жизни и воспитания в подростко-
вом возрасте.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате жизненных внешних условий могут произойти качественные изменения психических свойств, которые резко изменяют психологическую характеристику темперамента.
Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые” темпераменты встречаются относительно редко.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту.
Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Педагогу и родителям важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кромe того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны. Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов при взаимодействии с внешней средой (за пределами семейного круга дошкольника).
Список литературы:
1. Выгодский Л. С. Психология. (серия "Мир психологии. ") изд. ЭКСМ 2000
2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. изд. "Свет" 1997
3. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. -М. ,2000
4. Ковалев А. Г. Психология личности. - М., 2000
5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 2001
6. Маклаков А. Г. Общая психология. изд. "Питер" 2005
7. Морин Р. Я. Как правильно воспитывать ребёнка. Донецк, 1999.
8. Немов П. С. Психология. Кн. 3.-М. ,1999.
9. Петровский А. В. Введение в психологию. изд. центр "Академия" 2001
10. Рогов Е. И. Психология для студентов вузов. изд. центр "Март" 2004
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. изд. "Литер" 2012
12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность - Москва: "Наука", 1999
13. Столяринко Л. Д. Психология. изд. "Март" 2000
14. Стриляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. изд. М., "Прогресс" 1998
15. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2003
16. Томас А., Чесс С. Значение темперамента для психологической практики // Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск: «Сибирский хронограф»,2001.
17. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. 2000
18. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Аз бука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб. : Детство-Пресс, 2000.
19. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. -Ростов н/Д,2004.
20. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Санкт-Петербург,2002