Татьяна Горшкова
Учебное наглядное пособие по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Два братца»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебное наглядное пособие по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста"Два братца"
Автор-составитель Горшкова Татьяна Анатольевна
Должность учитель-дефектолог
Наименование общеобразовательного учреждения муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад №133
Публикация «Учебное наглядное пособие по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Два братца“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2019
Пособие «Два братца» предназначено для использования на подгрупповых и индивидуальных занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Я много лет работаю с детьми с ЗПР и считаю, что подготовка к обучению грамоте самый сложный раздел программы. Детям очень трудно понять и усвоить абстрактные понятия «звук», «слово», «предложение».
Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, испытывают большие трудности при обучении чтению.
И родители допускают серьезные методические ошибки при обучении детей чтению, письму и звуковому анализу слов (смешивают понятия «звук» и «буква», названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]).
Это пособие помогает детям усвоить определенную систему закономерностей родного языка, научиться слышать звуки, различать гласные и согласные (твердые и мягкие, овладевать навыками чтения слогов, позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса. Дети любят те пособия, которые изготовлены руками педагога. Тем более часто покупные пособия часто изготавливаются не профессионалами, которые допускают ошибки. Или содержание их не соответствует потребностям детей в данный момент.
Описание учебно-наглядного пособия :
Изготовлено из картона, обклеено цветной и прозрачной фолией и рассчитано на долговременное пользование. Игра включает в себя изображения двух мальчиков разных цветов (синий, зелёный, которые символизируют звуки – твёрдый согласный, мягкий согласный.
На костюмах мальчиков изображены буквы, с которым «дружит» звук: твёрдый согласный - с буквами А, О,У,Ы,Э; мягкий согласный звук с буквами Я,Ё,Ю,И,Е,Ь. Это старший брат (твёрдый) и младший (мягкий). Изготовлен и третий – гласный звук, знакомство с которым происходит у детей среднего возраста (дети наглядно видят, что гласных звуков всего шесть).
Позднее согласные звуки «согласятся» дружить с гласным звуком.
Буквы напечатаны на символах, которые повторяют артикуляцию гласных звуков.
(Звук А- буквы А и Я. Звук О- буквы О и Ё. Звук У- буквы У и Ю. Звук Ы- буква Ы. Звук И – буква И. Звук Э – буквы Э и Е.)
У старшего и младшего брата есть корзинки и тележки соответствующего звуку цвета.
В тележки складываются покупки по разным лексическим темам (обувь, одежда, игрушки, продукты питания, овощи, фрукты).
На обратной стороне приклеены магниты, для демонстрации на магнитной доске. Можно также играть с ребёнком за столом.
В корзинки дети раскладывают грибочки со слогами.
Если «высадить» грибы в ряд можно составить слово.
Пособие используется как «шпаргалка» при звуковом анализе слов. При затруднении дети смотрят на костюмчике какого цвета находится гласная буква, стоящая после согласного.
Детям нравятся эти персонажи. Они часто смотрят на них. «Мальчики» помогают запомнить какие гласные буквы стоят после твёрдых звуков, а какие после мягких.
Цели: повышение мотивации, произвольности поведения, развития у детей интереса к учению, формирование волевой готовности к обучению, профилактика дисграфии, устранение трудностей при обучении чтению детей слогов с буквами Я,Ё,Ю,И,Е,
Задачи:
-развивать умение вслушиваться в слово;
- учить интонационно выделять в слове заданный звук;
- учить детей находить слова с заданным звуком в начале слова, в середине слова, в конце;
- учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости;
- закреплять термины: буква, звук, слог, слово;
- формировать навык чтения слогов и складывания из слогов слов ;
- формировать представление о том, что слог содержит один гласный звук и в слове столько слогов, сколько гласных звуков;
- формировать умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
- обогащать словарный запас с уточнением представлений об окружающем мире;
-воспитывать умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной деятельности.
При работе могут быть использованы следующие дидактические игры:
-Игра «Назови слово», способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков по их качественному звучанию (назвать слова с определенным звуком, с определенным местом нахождения и т. д.)
- Игры «Какой звук?», «Твердый или мягкий?», «Назови пару», «Назови братца» и т. д. служат закреплению умений различать гласные и согласные звуки, называть твердые и мягкие согласные звуки.
- Игра «Найди предметы со звуком…» учит слышать отдельные звуки внутри слова и упражнять в самостоятельном подборе и названии слов с определенными звуками.
- Игра «Построй пирамиду» закрепляет умение детей делить слова на слоги (дети выставляют сначала карточки со словами из трех слогов, затем из двух и верхушкой пирамиды являются слова из одного слога).
Список используемой литературы
1. Выгодская И. Г., Игровые ситуации для профилактики дисграфии, дислексии // Обруч –1997 – № 3.
2. Колесникова Е. В, Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет. М. : ГНОМ – Пресс, 2000.
3. Пожиленко Е. А Волшебный мир звуков и слов. – М. : ВЛАДОС, 2001.
4. Степанова С. А. Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста. // Логопед – 2007 — № 5.
5. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. – С-П. : Акцидент, 1998.
6. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи. – С-П. : Детство-Пресс, 1990.
7. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. - Москва: «Издательство ГНОМ и Д, 2000