Павлова Оксана Николаевна
Конспект НОД по обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну Невыученных уроков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Страну Невыученных уроков».
Цель: Закрепление навыков звуковой культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Образовательные:
различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «гласный», «согласный», «слог», «слово», «предложение»;
определять наличие заданного звука и его место в слове;
упражнять в делении слов на слоги, определяя количество слогов;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей с ТНР старшего дошкольного возраста „Путешествие в Страну Невыученных уроков“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
учить составлять предложение с предложенным словом, выкладывать это предложение схематично;
совершенствовать навыки звукового анализа слов.
Развивающие:
развивать фонематические процессы;
развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память;
развивать умение отвечать на вопрос педагога полным ответом.
Воспитательные:
создать хорошее настроение;
воспитывать чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
поощрять активность и самостоятельность.
Предварительная работа: просмотр м/ф «В Стране Невыученных Уроков».
Оборудование: раздаточный материал: схемы слов, квадратики разноцветные, схемы –полоски, карточки с картинками.
Мольберт, разноцветные ладошки.
Презентация, музыкальное оформление, клубок, портфель.
Ход занятия:
Организационный момент.
СЛАЙД 1 (детский сад)
Педагог: Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, кроме гостей я пригласила к нам в гости ученика 1 класса Витю Перестукина. Но что- то до сих пор его нет (обращает внимание на школьный портфель).
Педагог: Ребята, чьи- то вещи? Это ваш портфель? (Нет)
Интересно, кому принадлежит это портфель, и где же сам ученик? Смотрите, здесь лежит письмо. Давайте его прочитаем.
«Ребята, помогите! Я не выполнил домашнее задание и попал в Страну Невыученных Уроков, чтобы оттуда выбраться, надо выполнить задания. Мне одному не справиться, прошу вашей помощи. Колокольчик укажет вам путь, его вы найдете в портфеле.
Ученик первого класса Витя Перестукин.
Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Невыученных Уроков? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, поприветствуем друг друга:
Приветствие:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера».
- Давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего путешествия, настроение у нас хорошее, мы готовы отправиться на помощь Вите Перестукину. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубок по кругу из рук в руки). Давайте передадим клубочек и нашим гостям, пусть они пожелают тоже что-нибудь хорошее. Возьмитесь за руки, закройте глаза. А теперь посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему свое хорошее настроение, и он стал большим.
Педагог: Ты клубочек наш скачи,
В Страну Невыученных Уроков путь укажи!
СЛАЙД 2 (общий план Страны Невыученных Уроков)
(звучит музыка)
Основная часть.
Педагог: Вот и оказались мы в Стране Невыученных Уроков!
Посмотрите кто это там впереди?
СЛАЙД 3 (Просмотр видео 1 из м/ф)
Это белый медведь! Странно, как он тут оказался?
СЛАЙД 4 (Просмотр видео 2 из м/ф)
Ему очень жарко, Витя Перестукин ошибся, ведь белые медведи живут на Северном полюсе. Давайте поможем ему вернуться домой.
Задание 1. Помоги белому медведю отправится на Северный полюс.
Игра «Разноцветные ладошки»
Ребята, скажите, какие мы знаем звуки? (гласные и согласные).
А как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преграду при произношении).
А согласные? (не поются, встречают преграду при произношении).
А согласные звуки какими бывают? (твердыми - синий квадратик и мягкими-зеленый квадратик).
- Сейчас я вам раздам карточки. Вы должны назвать картинку, определить первый звук в слове и приложить свою руку к нужной ладошке?
(Дети выполняют задание)
Слайд 5 (Белый медведь на льдине)
Молодцы! Вы справились с этим трудным заданием и наш медведь вернулся домой на Северный полюс.
Педагог: Ты клубочек поскачи,
Дальше путь нам укажи! (сели за столы)
СЛАЙД 5, 6 (Игра «Сложи булки в корзинку»).
Что ж виднеется в дали? Это дерево, но оно необычное. Чем же оно не похоже на другие деревья? (на нем растут булки). Эту путаницу устроил Витя. Давайте исправим его ошибку.
Задание 2. Раздели слова на слоги.
- Вам нужно назвать картинку, нарисованную на булке, разделить произнесенное слово на слоги и определить в какую карзинку положить булку. У каждой корзинки свой № : №2, №3, №4. Сколько в слове слогов такой будет № вашей корзинке.
Педагог: Молодцы! Справились с заданием! Идем дальше!
- Наш клубочек вперед бежит,
Дальше в путь идти велит.
СЛАЙД 7 (город общий план)
Задание 3. Определить место звука в слове.
Педагог: Посмотрите мы с вами пришли в город Чистореченск. Жители этого города очень любят скороговорки.
Я прочитаю вам одну из них, а вы внимательно ее послушайте и скажите, какой звук чаще всего в ней слышится. «Маланья болтунья молоко болтала, болтала да и выболтала».
- Какой звук чаще всего встречается в этой скороговорке? (звук «Л»).
- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «Л» в слове: в начале, середине или в конце слова, и отметить фишкой тот квадратик на карточке, где находится данный звук.
(ложка, болото, лыжник, мел, лошадь, вилка, осел, лопата, стул, лук, мыло, пила)
- Молодцы! И это задание выполнили!
А клубочек наш лежит,
Отдыхать нам всем велит
(дети выходят из-за столов)
Динамическая пауза.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше, выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представьте детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем им дружно,
Словно ветер дует южный.
(беремся за руки, встаем в круг)
(дети выполняют движения согласно словам)
Педагог: А клубочек не лежит,
Дальше в путь идти велит.
СЛАЙД 8 (ворота, появляется кот)
Педагог: Ребята, вспомните, кто вместе с Витей попал в Страну Невыученных Уроков? (кот) – появляется на слайде.
- А вот и он! А как мы его назовем ласково (котик). Чтобы нам попасть во Дворец Грамматики, нужно выполнить его задание.
Задание 4. Разбери слово по звукам (звуковой анализ слова).
Педагог: Нужно разобрать слово по звукам и узнать, сколько всего их в слове котик.
К о т и к
- Составьте предложение со словом «котик». Сколько слов получилось в этом предложении. Давайте выложим схему этого предложения (индивидуально на столах).
- Молодцы!
СЛАЙД 9 (Дворец Грамматики)
- А вот и Дворец Грамматики! И здесь нас ждет новое задание. Но сначала давайте вспомним что такое «буква»? (ответы детей)
Задание 5. «Запутанные буквы».Чтение слогов.
СЛАЙД 10, 11 (картинка с изображением букв наложенных друг на друга)
Педагог: Посмотрите на какие буквы здесь запутались? (ответы детей)
М К П Б В Т Н
(Детям выдаются карточки с отгаданными буквами и предлагается пройти по лабиринту в котором запутались остальные буквы. Затем прочитать слоги которые у них получились).
Педагог: Молодцы, справились и с этим заданием!
Появляются герои.
СЛАЙД 12 (Витя и кот)
Педагог: А вот и наш герой, целый и невредимый. Молодцы, ребята! Вы не бросили друга в беде! Помогли Вите Перестукину преодолеть все трудности. Спасибо вам за помощь!
Заключительная часть.
Педагог: Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Клубочек наш бежит,
В детский сад идти велит.
СЛАЙД 13 (детский сад)
(Звучит музыка)
Где мы побывали сегодня с вами? Какое задание было самое трудное? А какое задание показалось вам легким? (ответы детей)
(уходят в группу)