Светлана Рябова
Проект «Роль ДИ и развивающих упражнений по ЗКР в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Проект „Роль ДИ и развивающих упражнений по ЗКР в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2019
Развитие речи детей - одна из главных задач. От уровня развития речи во многом зависит качество обучения в школе. Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.
Речь представляет собой сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством выражения мысли. Чтобы выразить свои мысли, чтобы окружающие могли их понять, нужно владеть нормами данного языка, то есть умением правильно произносить, употреблять нужные слова, строить из слов словосочетания и предложения, из предложений - связную речь. Всему этому ребенок учится в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, в процессе которой формируются его характер, мышление, речь.
Подготовка к обучению грамоте - довольно сложный предмет для детей. Пяти - шестилетнему ребенку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире понятия. И здесь на помощь воспитателям приходит игра - один из актуальных методов обучения.
Аскарина Н. М указывала: «В условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средством остается дидактическая игра. Она закрепляет знания».
Дидактические игры и упражнения по звуковой культуре речи помогают овладеть детям фонетической системой языка, подготовить к обучению грамоте принятым аналитико-синтетическим методом и усвоить некоторые элементы грамоты.
Цель: изучение роли дидактических игр и упражнений по звуковой культуре речи в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучить и проанализировать литературу по теме исследования
• Рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
• Разработать проект «Учимся, играя»
• Определить эффективность использования проектов по звуковой культуре речи как одной из сторон подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
- наблюдение;
- беседы;
- проведение диагностики;
- обработка результатов.
Основная часть.
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают всё большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
Идея подготовки к обучению детей грамоте в детском саду возникла давно. Психологами и педагогами приводилась в этом направлении большая экспериментальная работа. На основе исследований таких учёных, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду готовить детей к обучению грамоте вполне возможно.
Ребёнок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом подготовки к обучению грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребёнка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, её внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умение различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Основные задачи развития речи в программе - воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, развитие словаря, грамматически правильной речи, подготовка к обучению грамоте – решаются на протяжении всего дошкольного детства.
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предыдущим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Новым приобретением ребё нка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.
Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Особое внимание при развитии звуковой культуры речи уделяется дидактической игре и развивающим упражнениям. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. В этом отношении роль дидактической игры заключается в том, что она создает жизненные условия для разнообразного применения знаний, для активизации умственной деятельности. При этом обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Воспитатель помогает их исправить и преодолеть.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть спутником детства, составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности, тесно переплетённой с трудом и учением.
Проведение исследования
В рамках проведения исследования мною был разработан проект «Учимся, играя».
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Актуальность темы:
Подготовка к обучению грамоте – довольно сложный предмет для дошкольников. Одной из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. У детей в старшем дошкольном возрасте особое «чутье» к языку. Они обладают чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи.
Сегодня вопрос развития речи наиболее стоит особенно остро. Вероятно, это связанно с тем, что дети стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Ребё нка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
В понятие «звуковая культура речи» входит правильное звукопроизношение, отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи - необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте.
В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры и упражнения. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.
Игра является самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью дошкольников. Поэтому воспитатель, может с помощью дидактических игр и упражнений может учить детей, играя. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию.
Игра не возникает сама по себе, поэтому моя основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям уточнить своё звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а всё это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения языку. Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно потом изжить.
Чтобы предотвратить подобные явления, а также успешно справиться с возникающими проблемами в нашей группе, мною разработан проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.
Цель: развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте посредством дидактических игр и упражнений
Задачи:
• Развитие артикуляционного аппарата.
• Закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков.
• Различение на слух звуков: гласных, согласных (звонких - глухих, твердых - мягких).
• Развитие фонематического слуха, речевого дыхания, громкости, темпа, интонационной выразительности речи.
• Различение на слух, выделение первого и последнего звука в слове, подбор слов на определенный звук.
• Определение места звука в слове.
• Деление слов на части (слоги).
• Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики.
• Создание условий, способствующих активизации речи детей : развивающей предметно-игровой среды для самостоятельной игровой деятельности.
• Выявление с помощью диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи старших дошкольников.
• Оказание консультационной помощи родителям в профилактике нарушений звукопроизношения детей.
Этапы реализации проекта
Подготовительный :
- определение целей и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- диагностика уровня развития зкр детей;
- подбор и систематизация дидактических игр и упражнений по звуковой культуре речи;
- наблюдения за "речевым поведением" детей;
- обогащение предметно- развивающей среды.
Основной:
• непрерывная образовательная деятельность по звуковой культуре речи;
• дидактические игры, развивающие упражнения;
• продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка) ;
• чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук) ;
• артикуляционная гимнастика;
• «пальчиковые» игры;
• подвижные игры с текстом;
• прогулки;
• народные игры;
• физкульт минутки;
• релаксационные упражнения.
Заключительный:
- подведение итогов работы по развитию звуковой культуры за год;
- анализ результатов реализации проекта;
- презентация проекта.
Организационные формы работы над проектом.
Методы реализации проекта.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
I. Совместная деятельность с детьми включает в себя:
1. Фронтальная работа:
а) артикуляционная гимнастика,
б) игры на развитие фонематического слуха,
в) развитие мелкой моторики рук
г) речевые игры на развитие звукопроизношения, грамматического строя речи и т. д.
д) подвижные игры с текстом,
е) дыхательные игры и упражнения,
2. Развитие речи при проведении непрерывной образовательной деятельности.
- Продуктивная деятельность.
- Прогулки.
- Беседы, чтение художественной литературы, считалки, скороговорки, загадки, потешки и т. д
- Физкультминутки
Работа с родителями.
Организация работы с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в семье является необходимым условием при создании единого речевого пространства группы. Повышение компетентности родителей в данном вопросе, побуждение их к деятельности в семье осуществляется через:
• оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста в приемной группы;
• консультации: «Роль родителей в речевом развитии дошкольника», «Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка» и т. д. ;
• индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностики речи детей;
• наглядные папки-передвижки на темы: «Артикуляционные упражнения для
произношения определенных звуков», «Игры и упражнения по звуковой культуре речи», «Пальчиковые игры по мелкой моторике», и т. д.
• проведение родительских собраний;
• совместное приобретение и изготовление игр и пособий по звуковой культуре речи детей;
• анкетирование.
Оценка результатов деятельности.
В рамках диагностики уровня развития звуковой культуры детей, я учитывала следующие критерии:
• произношение гласных и согласных звуков; (1)
• умение называть слова, начинающиеся на определенный звук; (2)
• умение определить и назвать первый, последний звук в слове; (3)
• отчетливое произношение слов, фразы. (4)
Наглядно сопоставим уровень развития звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце года на рисунках1,2,3,4 (см. оригинал)
Результаты
Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 50%, со средним уровнем уменьшилось на 42%,с низким уровнем уменьшилось на 7%.
Количество детей с высоким уровнем увеличилось с 36% до 50%, со средним уровнем увеличилось с 36% до 43%, с низким уровнем уменьшилось с 29% до 7%.
Количество детей с низким уровнем уменьшилось с 43% до 7%, со средним уровнем увеличилось с 43% до 50%, с высоким уровнем увеличилось с 14% до 43%.
Количество детей с низким уровнем уменьшилось с 29% до 7%, количество детей со средним уровнем увеличилось с 43% до 57%, с высоким уровнем увеличилось с 14% до 36%.
Проанализировав результаты диагностики, проведенной в начале учебного года, я отметила неоднородность показателей. При выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Некоторые дети испытывали трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, а от его состояния зависит внятность и чистота речи. А в конце года можно было наблюдать положительную динамику результатов достижений детей по звуковой культуре речи. Количество детей с высоким уровнем по перечисленным выше показателям увеличилось, а количество детей с низким уровнем сократилось.
Выводы:
Участие в проекте способствовало формированию у детей посредством дидактических игр и упражнений правильного звукопроизношения и развитие фонематического восприятия. Дошкольники научились правильно артикулировать и произносить звуки, подбирать слова похожие по произношению, называть слова на заданный звук, выделять на слух слова, в которых есть этот звук, независимо от его положения, определять место заданного звука в слове, делить слова на слоги, отчетливо произносить слова, фразы.
Практическая значимость:
овладение звуковой культурой речи посредством дидактических игр и упражнений имеет первостепенное значение Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.
Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.
Информационные ресурсы.
Картотека игр, заданий и упражнений по развитию звуковой культуре речи https://tc-sfera.ru/sites/default/files/kartoteka.pdf
Игры на развитие звуковой культуры речи https://kak.znate.ru/docs/index-46006.html
Дидактические игры https://medvedevo-dou.ucoz.ru/publ/kartoteka_igr_dlja_detej/didakticheskie_igry/didakticheskie_igry/24-1-0-12
Список литературы:
1. Алтухова Н. Г. "Научитесь слушать звуки". Издательство "Лань", 1999 г.
2. Бородич А. М. "Методика развития речи". М., Просвещение, 1981г.
3. Гадасина Л. Я, Ивановская О. Г. "Звуки на все руки". Логопедические игры Санкт-Петербург "Детство-Пресс", 1999 г.
5. Веселова Е. И., Скрябина Е. М. "Игры и упражнения на каждый день" ОО "ТЦ Сфера", 2015 г.
6. Гомзяк О. С. "Говорим правильно в 5-6 лет". ООО Издательство "Гном", 2013 г.
7. Волина В. "Учимся, играя". Новая школа, М, 1994г.
8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика - Синтез, Москва, 2014.
9. Затулина Г. Я. "Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте". Учебно-методическое пособие-М., "Центр пед. образования", 2008 г.
10. Швайко Г. С. "Игры и игровые упражнения по формированию звуковой культуре речи". М. «Просвещение» 1988г.