МААМ-картинки

Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения

Бабушкина Галина
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы

Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения

младших школьников на уроках литературного чтения.

Бабушкина Г. А., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.

Темочки:

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация : у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т. е. преобладают игровые моменты, у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Существует множество определений объясняющих нам, что такое мотивация с разных точек зрения. На самом же деле какое бы определение мы не давали надо чётко понимать, что само слово Motive – есть ничто иное как побуждение. Следовательно

Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.

Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.

Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т. е. внутренняя мотивация учебной деятельности :

1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов

Когда мы говорим о мотивации, не важно на каком уроке, надо не забывать о том, что устойчивая мотивация будет лишь в том случае, когда ребёнок понимает, а зачем ему это все нужно. Может ответить на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»

2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Мотивационную функцию на уроке так же выполняют проблемные задания. Они позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения, позволяет использование различных занимательных заданий. Это разнообразные кроссворды шарады,загадки, ребусы, работа с чистоговорками и скороговорками

Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.

Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т. е. внутренняя мотивация учебной деятельности :

1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

Когда мы говорим о мотивации, не важно на каком уроке, надо не забывать о том, что устойчивая мотивация будет лишь в том случае, когда ребёнок

понимает, а зачем ему это все нужно. Может ответить на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»

2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Мотивационную функцию на уроке так же выполняют проблемные задания. Они позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения, позволяет использование различных занимательных заданий. Это разнообразные кроссворды шарады, загадки, ребусы, работа с чистоговорками и скороговорками.

( рассказываю о разнообразных заданиях: ребусы, загадки, скороговорки, чистоговорки, разнообразные задания, иллюстрации, комиксы, игровые ситуации)

Следующие условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения, это:

4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью тем он интереснее для учащихся.

5. Ситуация успеха

Литература, литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического, творческого развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, теплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства.

Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к предмету, что в свою очередь ведёт к повышению качества ЗУН.

Таким образом: Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения
Опубликовано: 23 марта 2020 в 15:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения» (включая файлы) размещена пользователем Бабушкина Галина (УИ 1637019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД