Бабушкина Галина
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения
младших школьников на уроках литературного чтения.
Бабушкина Г. А., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Публикация «Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения» размещена в разделах
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация : у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т. е. преобладают игровые моменты, у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Существует множество определений объясняющих нам, что такое мотивация с разных точек зрения. На самом же деле какое бы определение мы не давали надо чётко понимать, что само слово Motive – есть ничто иное как побуждение. Следовательно
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.
Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.
Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т. е. внутренняя мотивация учебной деятельности :
1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов
Когда мы говорим о мотивации, не важно на каком уроке, надо не забывать о том, что устойчивая мотивация будет лишь в том случае, когда ребёнок понимает, а зачем ему это все нужно. Может ответить на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»
2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Мотивационную функцию на уроке так же выполняют проблемные задания. Они позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения, позволяет использование различных занимательных заданий. Это разнообразные кроссворды шарады,загадки, ребусы, работа с чистоговорками и скороговорками
Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.
Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т. е. внутренняя мотивация учебной деятельности :
1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Когда мы говорим о мотивации, не важно на каком уроке, надо не забывать о том, что устойчивая мотивация будет лишь в том случае, когда ребёнок
понимает, а зачем ему это все нужно. Может ответить на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»
2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Мотивационную функцию на уроке так же выполняют проблемные задания. Они позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения, позволяет использование различных занимательных заданий. Это разнообразные кроссворды шарады, загадки, ребусы, работа с чистоговорками и скороговорками.
( рассказываю о разнообразных заданиях: ребусы, загадки, скороговорки, чистоговорки, разнообразные задания, иллюстрации, комиксы, игровые ситуации)
Следующие условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения, это:
4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью тем он интереснее для учащихся.
5. Ситуация успеха
Литература, литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического, творческого развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, теплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства.
Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к предмету, что в свою очередь ведёт к повышению качества ЗУН.
Таким образом: Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.