Бабушкина Галина
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения
младших школьников на уроках литературного чтения.
Бабушкина Г. А., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъективными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация : у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т. е. преобладают игровые моменты, у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Существует множество определений объясняющих нам, что такое мотивация с разных точек зрения. На самом же деле какое бы определение мы не давали надо чётко понимать, что само слово Motive – есть ничто иное как побуждение. Следовательно
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.
Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.
Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т. е. внутренняя мотивация учебной деятельности :
1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов
Когда мы говорим о мотивации, не важно на каком уроке, надо не забывать о том, что устойчивая мотивация будет лишь в том случае, когда ребёнок понимает, а зачем ему это все нужно. Может ответить на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»
2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Мотивационную функцию на уроке так же выполняют проблемные задания. Они позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения, позволяет использование различных занимательных заданий. Это разнообразные кроссворды шарады,загадки, ребусы, работа с чистоговорками и скороговорками
Говоря о мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения, следует иметь в виду мотивированность всех этапов урока, формирование положительных мотивов, познавательных интересов и потребностей учащихся, а также рациональное использование методов стимулирования их учебной деятельности со стороны учителя и родителей.
Условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению, т. е. внутренняя мотивация учебной деятельности :
1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Когда мы говорим о мотивации, не важно на каком уроке, надо не забывать о том, что устойчивая мотивация будет лишь в том случае, когда ребёнок
понимает, а зачем ему это все нужно. Может ответить на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?»
2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Мотивационную функцию на уроке так же выполняют проблемные задания. Они позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения, позволяет использование различных занимательных заданий. Это разнообразные кроссворды шарады, загадки, ребусы, работа с чистоговорками и скороговорками.
( рассказываю о разнообразных заданиях: ребусы, загадки, скороговорки, чистоговорки, разнообразные задания, иллюстрации, комиксы, игровые ситуации)
Следующие условия, при которых возникает и развивается интерес к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения, это:
4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью тем он интереснее для учащихся.
5. Ситуация успеха
Литература, литературное чтение – особый урок в плане эмоционального, эстетического, творческого развития личности, а потому необходимы и особые условия его проведения. Мотивация учения не станет основным стимулом учебной деятельности, если учителю не удастся создать на уроке особую, теплую атмосферу человеческого общения, средством которого и выступает литература как вид искусства.
Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к предмету, что в свою очередь ведёт к повышению качества ЗУН.
Таким образом: Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.