МААМ-картинки

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках

Оксана Борисовна Легких
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
▼ Скачать + Заказать документы

Описание работы.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Приемы активизации познавательной деятельности, которые я использую в работе, разнообразны. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока. Таким образом побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока. Рифмованное начало урока, начало урока с элементами театрализации («Сосчитайка», «Повторяйка», «Соображайка» и др.) уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии позволяют детям лучше усваивать материал. Одним из таких уроков– «Путешествие по сказкам» я делилась опытом на районном семинаре. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки дают возможность развивать тягу к знаниям. Могу сказать, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

Публикация «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» размещена в разделах

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемых мною на уроках, является занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление детей. Форма занимательных упражнений, которые я применяю на уроках, различная: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки. Большой интерес, например, на уроках природоведения вызывает подслушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Заметив, что включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, способствуют активизации мыслительной деятельности, я стала использовать игру на разных этапах урока. Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто вернее и быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу!», и т. д. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний.

С целью преодоления механического усвоения знаний в обучении, важное место на уроке отвожу проблемным ситуациям. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе ставлю учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Вводя в учебный процесс учебные проблемы, управление процессом усвоения становится управлением процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

Дифференцированное обучение – одно из главных направлений моей работы, так как, считаю, оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Учет индивидуальных особенностей детей - один из ведущих принципов дидактики. Зная, что разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом, дифференцированный подход осуществляю в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы и на всех этапах обучения, на всех этапах усвоения знаний, умений.

Большое значение придаю использованию наглядного и дидактического материала. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка. Применяю следующие виды наглядности: естественная (растения, животные, полезные ископаемые и т. п.); знакомство учащихся с реальными объектами природы; экспериментальная (явления испарения, таяния льда и т. п.); знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений; картинная (картины, рисунки, фотографии, слайды); знакомство с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отражение; объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры); звуковая (грамзаписи, магнитофонные записи и др.); символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы); и др.

Активизацию познавательной деятельности учащихся также осуществляю посредством применения информационно-коммуникационных технологий на своих уроках.

Использование ИКТ помогает мне проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. Наблюдения показывают, что применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Составляю презентации к урокам, использую мультимедийные диски. Для уроков окружающего мира использую замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», готовлю по различным темам справочный материал. Всё это имеет хорошие результаты: участвуя в школьном конкурсе «Лучший урок с ИКТ», я со своим классом заняла второе место».

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения в классах, где я работаю.

Учащиеся имеют 100% успеваемость, качество знаний по предметам 50%-65%.

Мои ученики - участники и победители школьных и всероссийских дистанционных олимпиад.

Учебная деятельность неразрывно связана с воспитательным процессом. Поэтому воспитание личности учащегося продолжается и во внеурочное время. Разрабатываю и провожу утренники, конкурсы, интеллектуальные игры, а также беседы на этические и духовно-нравственные темы, об охране здоровья, беседы по ПДД. Стараюсь постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. В 2013 году прошла курсы повышения квалификации в БОУ ОО ДПО (ПК)С «Орловский институт усовершенствования учителей». Слежу за новинками педагогической литературы, знакомлюсь с новейшими достижениями образовательной науки и практики. С родителями работаю в тесном контакте. Выступала перед ними с лекциями, докладами на различные темы: «Режим дня в жизни школьника», «Трудовое воспитание в семье» и др. Привлекаю родителей к проведению праздников и мероприятий в классе. Стараюсь дать полезные практические советы по воспитанию. Тем, что достигнуто, делюсь со своими коллегами, давая открытые уроки и внеклассные мероприятия с использованием ИКТ, выступаю с докладами на заседаниях методического объединения, педсовета.

В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года я стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе.

Публикации по теме:

Содержание мастер-класса. СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА. Краткое обоснование основных идей технологии. Описание достижений,.

Урок немецкого языка по теме «Классная комната» в 3 классе Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа Показатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 00:28
+173Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Борисовна Легких (УИ 269484) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 95.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД