Юлия Николаевна Кузнецова
Тьюторское сопровождение детей с РАС в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки первой тьюторской практики исследователи относят ко времени появления первых европейских университетов. Феномен тьюторства происходит из Великобритании, и зародился примерно в XIV в. в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже.
Тьютор отвечал главным образом за воспитание подопечных, но уже в XVII в. сферой деятельности тьютора становятся и образовательные функции.
Тьюторство, заимствованное из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации на современном этапе как инновационный элемент.
Публикация «Тьюторское сопровождение детей с РАС в образовательной организации» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Тьютор (в переводе с англ. – преподаватель-консультант) – лицо, облегчающее процесс обучения, чья роль – быть знающим партнером своих слушателей.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Появление должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и 11 725) и принятие квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный 45 приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) закрепляют официальный статус тьюторства в России.
Тем не менее, тьюторское сопровождение обучающихся в настоящее время применяется не во всех образовательных организациях нашей страны, не все руководители, да и сами педагоги, готовы к таким нововведениям.
Современная система образования определяет место тьютора в системе образования и даже выделяет его должностные обязанности, среди которых:
организация индивидуальной работы с учащимися по выявлению и развитию их познавательных интересов и персональному сопровождению в образовательном процессе;
помощь в анализе успехов и неудач, построение целей на будущее;
помощь учащемуся в преодолении проблем и трудностей самообразования;
организация взаимодействия учащегося с учителями, родителями и другими специалистами;
обеспечивает адаптацию учебной программы под соответствующие образовательные возможности учащегося с особыми образовательными нуждами и многие другие.
Для России тьютерство принципиально новый вид педагогики, хотя есть множество областей, где оно находит своё применение. Тьютер это посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в составленной программе даётся с трудом, а к чему есть способности. Тьютер помогает сформировать у ребёнка учебные и познавательные интересы.
Задачи педагога-тьютора :
• диагностика, осознание и конкретизация целей образования студента - выявление образовательных и личностных дефицитов;
• дифференциация тьюторского сопровождения студентов с разным уровнем профессионального самоопределения;
• выбор содержания, форм, средств и методов тьюторского сопровождения;
• содействие в процедурах анализа и рефлексии (с целью понимания своих достижений);
• помощь в прогнозировании близких и отдаленных результатов образовательного процесса и профессионального самоопределения.
На основании источников можно отметить несколько важных особенностей в работе тьютора с детьми-аутистами :
– необходимо постоянное взаимодействие тьютора, специалистов сопровождения, учителей-предметников и родителей, а также ребенка и педагогического коллектива;
– для детей с аутизмом важна продолжительность социальных контактов, поэтому необходимо постоянное общение с тьютором;
– необходимо помнить о возможном страхе и агрессии в ответ на сенсорные раздражители или смену привычной обстановки, быть к этому готовым и вовремя успокоить ребенка;
– развитие социальных навыков для таких детей важнее развития учебных, им необходима помощь тьютора для взаимодействия со сверстниками;
– детям с аутистическими расстройствами часто необходимо по несколько раз повторять задание или какой-либо вопрос, чтобы до них «достучаться»;
– для таких детей крайне важно слышать похвалу от учителя и тьютора.
Тьютор должен быть всегда готов сопровождать ребенка и воспроизводить вместе с ним любые действия: ходить, бегать, прыгать, танцевать, петь, драматизировать, читать, решать примеры и задачи, используя доступные ребенку средства общения в целях развития его коммуникации с окружающим миром.
Гретинская Е. О. считает, что тьютором может стать тот, кто готов не просто помогать принимать решения, но и вместе с учениками искать решения их вопросов и проблем, при этом тьюторобязательно должен иметь собственный опыт самообразования, например, повышения квалификации.
В настоящее время апробированы несколько возможных моделей тьюторства в пилотных регионах страны: модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов, при этом совмещают две должности, модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя и тогда учителя занимаются преподаванием, а тьюторы курируют классы.
Процесс социализации ребенка с аутистическим спектром расстройств будет более успешен при условии специализированной помощи, оказать которую может специалист — тьютор.