Светлана Лученко
Творческая мастерская с педагогами ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора»
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора»
Дошкольный возраст – важный период для развития речи ребенка. Ни что не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Публикация «Творческая мастерская с педагогами ДОУ „Развитие речи детей дошкольного возраста средствами фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Что же такое фольклор? Слово фольклор появилось в речи в 19 в. и пришло из английского языка. В буквальном переводе обозначает «народная мудрость»
Устное народное творчество :
Устное - из уст в уста
Народное - автор народ
-творчество- создание в результате труда.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогике и широко применяются в ДОУ, в том числе с целью развития речи детей. И начинать знакомить детей с фольклорными произведениями нужно как можно раньше. Мы знаем, как нелегко придумать игру с малышами, которым нет еще и 2-х лет. Вот тут и приходит на помощь игра с пальчиками. Пальчиковая игра – это успех в развитии речи ребенка.
- Игра «Озорной пальчик»
Какие еще формы фольклора используются в ДОУ?
Ответим на данный вопрос с помощью викторины
1. Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей? (считалка)
-Предлагаю вам рассказать любую считалку.
2. Назовите форму фольклора
У Ивашки - рубашка
У рубашки- кармашки
Кармашки у рубашки
Рубашка у Ивашки (скороговорка)
3. Как называются песни, которыми успокаивают малыша? (колыбельная)
4. Какой жанр используется при купании «С гуся вода, с лебедя вода….»(пестушки)
5. Как называется следующее выражение «Витя - титя карапуз. Сьел у бабушки арбуз» (дразнилка)
6. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащему в вопросе образу надо найти правильный ответ? (загадка)
Именно посредством загадки у детей развивается чуткость к языку. К этому жанру мы обращаемся не только во время занятий, но и во время наблюдений и экскурсий, игр и рассматривания картинок.
И просто не возможно представить фольклор без загадок. Прошу вас взять по листочку желтого и синего цвета.
Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, т. е. найти загадку- близнеца. У кого желтые карточки начинают. У кого синие дают ответ.
Загадки:
1. Не портной, а с иголками ходит. (Ползун ползет. Иголки везет.)
2. .Нет ног, а хожу.
Рта нет, а скажу
Когда спать
Когда вставать.
Когда работу начинать. (Кто ходит ночь и ходит день. Не знает что такое лень.)
3. Ночь не спит. Мышей сторожит. (А у нашей Анютки зверь в атласной шубке. Возле печки греется. Без водички моется)
4. Растет вниз головою.
Не летом растет, а зимою. (Белая морковка зимой растет)
Еще одним из жанров являются поговорки и пословицы. Слушая и обсуждая содержание поговорок и пословиц мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление, знакомим с морально-этическими нормами, формируем навыки культуры поведения.
Одну из игр «Скажи по-русски» я хочу вам предложить.
Эта игра позволит вам определить насколько вы близки к фольклору. Это задание для взрослых, но некоторые пословицы используем с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражен смысл этого высказывания.
-Леди вышла из файтона, лошади побежали быстро. (Баба с воза, кобыле легче.)
- Детская философия. (Устами младенца глаголит истина)
-Без страдания нет наград. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда)
-Кредиторы ждать не любят (долг платежом красен)
- Все пошли, и ты догоняй (Семеро одного не ждут)
-Конфликт поколений в курятнике (Яйца курицу не учат)
Любимым жанром в устном народном творчестве, как для детей, так и для взрослых является сказка. Она несет большое воспитательное значение. В своей работе можно использовать такие творческие задания :
1. Игра «Помоги вспомнить»
«Я прочитала книжку, но забыла название сказки.
Помню, что там был дед, бабка, внучка, Жучка и еще кто-то. И они что-то тащили. Помогите мне. Как называется сказка? Кого из героев я назвала? И что они тащили?»
2. «Назови сказку по словам»
Дорога, сметана, окно (Колобок)
А в том болоте поймал ее кто то
Кто распростился с зеленой кожей
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна- лягушка)
3 .Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке из корытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
4. Расскажи сказку по-другому
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица героя сказки или предмета.
И конечно большую роль в развитии речи дошкольника играет драматизация сказок.
Для того чтобы научить детей выражать свои мысли используются небылицы.
Еще одним из средств является русская народная игра. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству. С помощью русских народных игр решаются следующие задачи:
- знакомство с народными праздниками, с историей их возникновения.
-развитие координации движения, мышечного тонуса.
- развитие инициативы и творческих способностей.
А сейчас уважаемые коллеги я предлагаю вам окунуться в мир русских народных игр. Превратиться в детей и поиграть (игра по выбору)
Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал. Умелое использование, которого позволяет педагогу установить прочную связь с ребенком.
И в завершении предлагаю подвести итоги нашей встречи.
Мысленно положить на левую ладошкувсе то с чем вы пришли сегодня: свой багаж мыслей и знаний и опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соедините все в единое целое. Я буду очень рада если ваш багаж сегодня пополнился. А мне остается поблагодарить вас за внимание и работу. Творческих вам успехов!