Лариса Прокопьева
Творческая мастерская как нетрадиционная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. По мнению выдающегося педагога В. А. Сухомлинского «Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие». Социальные проблемы часто не дают родителям наших воспитанников возможность уделять должное внимание всестороннему развитию своих детей. Живое общение вытесняется телевидением, компьютером, игрушками.
Публикация «Творческая мастерская как нетрадиционная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах
Наблюдения за речевым развитием дошкольников показало, что в настоящее время в пятилетнем возрасте имеется высокий процент детей, у которых отмечается выраженное отклонение в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков. У этих детей наблюдается бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, что препятствуют общению с окружающими. Обращает на себя внимание невысокий уровень игровой деятельности: бедность сюжета, низкая речевая активность. Педагогические наблюдения свидетельствуют, что у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не может составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не справляется с таким заданием, как озаглавить «рассказ в картинах». Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи. Существует много методик и технологий по развитию речи дошкольника. Так, например, А. Г. Арушанова даёт рекомендации по организации языковых игр и поисковой деятельности детей, предлагает приёмы, стимулирующие инициативную фразовую речь. Психолог М. И. Лисина разработала структурные компоненты коммуникативной деятельности и выделяет пути и средства общения. Л. В. Ворошнина предлагает структуру всех занятий строить на основе игровой деятельности с использованием фольклорного материала и игр для совершенствования словесно-логического мышления. Однако, в полной мере они не отвечают современным требованиям речевого развития детей дошкольного возраста, так как зачастую не позволяют проявить самостоятельное речевое творчество, а ориентированы на воспроизведение правильных образцов речи.
Образовательной потребностью стал поиск инновационных методов и разработка технологии, направленной на развитие речевого потенциала детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает право педагогическим работникам на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы (ст. 47, п. 3). Проанализировав сложившуюся ситуацию и накопленный педагогический опыт, пришли к необходимости разработать свою технологию развития творческой речевой деятельности у детей дошкольного возраста, в качестве которой выбрали творческую мастерскую.
Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию продуктивной речевой деятельности, а именно по приобщению их к детскому речевому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка. Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности. Во время такой деятельности, дети думают, что играют и активнее стараются выражать свои мысли, не боятся сказать неправильно. Важно, что данная форма может быть применена и в работе с детьми с нарушением речи.
Работа творческой мастерской состоит из двух этапов:
1. Дети сочиняют сказку, сказочную историю, фантастический рассказ, используя приём, который им «покажет» воспитатель. Взрослый благодаря приёму «письменной речи» записывает сказку.
2. Дети, используя те навыки, которые у них сформировались в изобразительной деятельности, делают зарисовки выбранных фрагментов своей сказки. Воспитатель продумывает, как более правильно в каждом случае наложить текст на рисунок. Все вместе (взрослый и дети) придумывают, как будет выглядеть обложка, потом сшивается книжка.
Основное отличие творческой мастерской как нетрадиционной формы работы с детьми – наличие «материального» результата (книжки – самоделки).
«Самиздатовские» книжки хранятся в «Уголке книги», доступны детям в любое время, т. е. находятся в свободном пользовании.
Работу творческой мастерской можно организовать в течение дня (в первую половину дня как специально организованная образовательная деятельность, во вторую половину дня – в виде совместной творческой продуктивной деятельности, по желанию). Как вариант, творческую мастерскую возможно организовать только во второй половине дня или в виде коллективного творческого дела на протяжении 2-3 дней. Сначала дети сочиняют сказку или историю, потом иллюстрируют и только потом «сшивают» книжку.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера «Медведица учит медвежонка говорить», «Приключения в магазине игрушек», «Новогодние приключения деда Мороза»; «Моя любимая игрушка»; «Дюймовочка в гостях у кукол», «Как медвежонок потерял сапожки» и т. д. Воспитатель может предложить план, по которому идет составление того или иного рассказа или сказки [1].
Зачастую ребенок во время рассказа стремится что-то объяснить: он останавливает рассказ, замолкает, начинает вспоминать, пытается подобрать нужные слова, при этом возникают ненужные паузы. Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т. е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью проводятся различные игры, игровые задания, логические задачки:
игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;
игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;
игры на формирование образной речи;
игры, на расширение простого предложения словами – определениями, словами - действиями, местоимениями и т. д. ;
игры на развитие нравственных качеств личности;
игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;
игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;
игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации образовательного процесса, т. к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки. Дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно излагать последовательность событий в сказке; сочинять сказки по трем опорным словам, сказки – загадки, сказки на заданную тему, по предложенному зачину; пересказывать сказку по сюжетным картинкам; придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки); моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели; анализировать поступки героев; придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту; воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц; оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.
В качестве особенностей творческой мастерской как формы работы с детьми следует выделить следующие:
1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
5. Атмосфера эмоционального подъёма.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.
10. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
11. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку» сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
13. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
15. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
16. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие оттого, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.
Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку, в том числе с нарушением речи, быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
Библиографический список.
1. Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 192с.
2. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 5-6 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 160с.
3. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 6-7 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 208 с.
4. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5-6 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017. – 160с.
5. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6-7 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017. – 160с.
6. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Москва: Просвещение, 1996.189.