Лариса Прокопьева
Творческая мастерская как нетрадиционная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. По мнению выдающегося педагога В. А. Сухомлинского «Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие». Социальные проблемы часто не дают родителям наших воспитанников возможность уделять должное внимание всестороннему развитию своих детей. Живое общение вытесняется телевидением, компьютером, игрушками.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
Наблюдения за речевым развитием дошкольников показало, что в настоящее время в пятилетнем возрасте имеется высокий процент детей, у которых отмечается выраженное отклонение в формировании как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков. У этих детей наблюдается бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, что препятствуют общению с окружающими. Обращает на себя внимание невысокий уровень игровой деятельности: бедность сюжета, низкая речевая активность. Педагогические наблюдения свидетельствуют, что у каждого четвертого старшего дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не может составить концовку к сказке, каждый шестой ребенок не справляется с таким заданием, как озаглавить «рассказ в картинах». Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи – обогащение словаря, формирование грамматических навыков, воспитание звуковой культуры речи. Существует много методик и технологий по развитию речи дошкольника. Так, например, А. Г. Арушанова даёт рекомендации по организации языковых игр и поисковой деятельности детей, предлагает приёмы, стимулирующие инициативную фразовую речь. Психолог М. И. Лисина разработала структурные компоненты коммуникативной деятельности и выделяет пути и средства общения. Л. В. Ворошнина предлагает структуру всех занятий строить на основе игровой деятельности с использованием фольклорного материала и игр для совершенствования словесно-логического мышления. Однако, в полной мере они не отвечают современным требованиям речевого развития детей дошкольного возраста, так как зачастую не позволяют проявить самостоятельное речевое творчество, а ориентированы на воспроизведение правильных образцов речи.
Образовательной потребностью стал поиск инновационных методов и разработка технологии, направленной на развитие речевого потенциала детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает право педагогическим работникам на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения, и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы (ст. 47, п. 3). Проанализировав сложившуюся ситуацию и накопленный педагогический опыт, пришли к необходимости разработать свою технологию развития творческой речевой деятельности у детей дошкольного возраста, в качестве которой выбрали творческую мастерскую.
Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию продуктивной речевой деятельности, а именно по приобщению их к детскому речевому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка. Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности. Во время такой деятельности, дети думают, что играют и активнее стараются выражать свои мысли, не боятся сказать неправильно. Важно, что данная форма может быть применена и в работе с детьми с нарушением речи.
Работа творческой мастерской состоит из двух этапов:
1. Дети сочиняют сказку, сказочную историю, фантастический рассказ, используя приём, который им «покажет» воспитатель. Взрослый благодаря приёму «письменной речи» записывает сказку.
2. Дети, используя те навыки, которые у них сформировались в изобразительной деятельности, делают зарисовки выбранных фрагментов своей сказки. Воспитатель продумывает, как более правильно в каждом случае наложить текст на рисунок. Все вместе (взрослый и дети) придумывают, как будет выглядеть обложка, потом сшивается книжка.
Основное отличие творческой мастерской как нетрадиционной формы работы с детьми – наличие «материального» результата (книжки – самоделки).
«Самиздатовские» книжки хранятся в «Уголке книги», доступны детям в любое время, т. е. находятся в свободном пользовании.
Работу творческой мастерской можно организовать в течение дня (в первую половину дня как специально организованная образовательная деятельность, во вторую половину дня – в виде совместной творческой продуктивной деятельности, по желанию). Как вариант, творческую мастерскую возможно организовать только во второй половине дня или в виде коллективного творческого дела на протяжении 2-3 дней. Сначала дети сочиняют сказку или историю, потом иллюстрируют и только потом «сшивают» книжку.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера «Медведица учит медвежонка говорить», «Приключения в магазине игрушек», «Новогодние приключения деда Мороза»; «Моя любимая игрушка»; «Дюймовочка в гостях у кукол», «Как медвежонок потерял сапожки» и т. д. Воспитатель может предложить план, по которому идет составление того или иного рассказа или сказки [1].
Зачастую ребенок во время рассказа стремится что-то объяснить: он останавливает рассказ, замолкает, начинает вспоминать, пытается подобрать нужные слова, при этом возникают ненужные паузы. Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне понимания, в активный словарь, т. е. тот, которым он постоянно пользуется. Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью проводятся различные игры, игровые задания, логические задачки:
игры на усвоение категорий рода, числа, вида времени и наклонения глаголов;
игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны слова;
игры на формирование образной речи;
игры, на расширение простого предложения словами – определениями, словами - действиями, местоимениями и т. д. ;
игры на развитие нравственных качеств личности;
игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;
игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;
игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.
Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации образовательного процесса, т. к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки. Дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно излагать последовательность событий в сказке; сочинять сказки по трем опорным словам, сказки – загадки, сказки на заданную тему, по предложенному зачину; пересказывать сказку по сюжетным картинкам; придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки); моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели; анализировать поступки героев; придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту; воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц; оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.
В качестве особенностей творческой мастерской как формы работы с детьми следует выделить следующие:
1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
5. Атмосфера эмоционального подъёма.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.
10. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
11. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку» сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
13. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
15. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
16. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие оттого, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.
Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку, в том числе с нарушением речи, быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяет понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
Библиографический список.
1. Ельцова О. М., Прокопьева Л. В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 192с.
2. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 5-6 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 160с.
3. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (с 6-7 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 208 с.
4. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5-6 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017. – 160с.
5. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 6-7 лет)/ авторы – сост. О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017. – 160с.
6. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Москва: Просвещение, 1996.189.