Папки-передвижки

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Разорвина Анжела Юрьевна
ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» /Ушакова О. С. /

Публикация «ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения.

Задачи ТРИЗ способствовать :

Развитию речи детей, диалогической речи;

• Совершенствовать грамматический строй речи;

• Расширению и активизации словарного запаса;

Развитию звуковой культуры речи.

Преимущества ТРИЗ :

• Не требует больших затрат времени;

• Можно использовать в традиционной системе обучения;

Развивает речь, фантазию, воображение у детей;

• Вселяет уверенность в своих силах.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Проблемы речи детей дошкольного возраста :

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление не литературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Работая с дошкольниками, в направлении речевого развития, используются следующие методы ТРИЗ-технологии :

• обучение детей творческому рассказыванию по картине;

работа с противоречием;

• обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;

• методика формирования у дошкольников классификационных навыков;

• обучение детей сочинительству и словотворчеству.

Список игр, которые можно использовать в каждом методе:

Обучение детей творческому рассказыванию по картине: «игра с подзорной трубой», «ожившие предметы», «волшебный гость».

Работа с противоречием : «хорошо – плохо», «волшебные очки»;

• Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: «истории в картинках», «читаем истории в картинках»;

• Методика формирования у дошкольников классификационных навыков: «назови одним словом», «вершки – корешки»;

Обучение детей сочинительству и словотворчеству: «какой? Что бывает таким же?», «сказка плюс», «расскажи своими словами», «сотвори слово», «закончи сказку», «изменение ситуации в знакомых сказках», «игры с загадками», «сказки от пословицы», «соедини два слова», «расскажи своими словами», «перескажи сказку».

Итог:

• Дети умеют составлять логические и творческие рассказы по картинкам.

Развивается творческое мышление, воображение, связная речь.

Развивается способность ребенка создавать новый продукт речевой деятельности – готовый рассказ, сказку.

Игры, в которые проиграла с педагогами:

1. Игра «Цепочка»

Цель: закреплять умение логически мыслить, сформировать умение координировать свои действия с действиями партнеров.

Например: морковь сладкая — сладким бывает сахар,

сахар белый — белым бывает снег,

снег пушистый — пушистым бывает зайчик,

зайчик быстрый - быстрым бывает поезд,

поезд длинный – длинной бывает веревка и т. д.

Первый ребенок называет объект и его свойство, передает мяч, второй ребенок — объект с названным свойством, третий — другое свойство нового объекта.

2. Игра “Измени название предмета”

Представим, что все предметы вокруг потеряли свои названия. Мы их должны назвать заново. Проще всего это сделать, учитывая главное назначение предмета. Например, ручку можно назвать писалка, карандаш - рисовалка, собаку - кусалка. Придумай названия для:

ножа -

лопаты - замка -

ключа -

огня –

самолета -

книги -

лампочки -

автомобиля -

чайника -

ложки -

двери -

3. Игра «Исправь ошибку»

Цель: Развивать связную речь, логическое мышление. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа мягкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»

Примерный речевой материал :

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

4. Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:

Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игры для презентации:

• Мнемотаблицы

• Дидактическое пособие «Волшебный кубик»

• Дидактическое пособие «Загадочный поясок»

• Дидактическая игра «Вертолина»

• Дидактическая игра «Волшебные очки»

• Дидактическая игра «Лото Одежда» Имя признака»

• Дидактическая игра «Путешествие по временам года»

• Дидактическая игра «Найди четвертый лишний 1»

• Дидактическая игра «Найди четвертый лишний 2»

• Дидактическая игра «Слова наоборот»

• Дидактическая игра «Истории в картинках» часть 1

• Дидактическая игра «Истории в картинках» часть 2

• Дидактическая игра «Читаем истории в картинках»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «ТРИЗ-технология познавательного-речевого развития в контексте ФГОС до» В сентябре мной были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «ТРИЗ-технология познавательного-речевого развития, формирования инженерного.

Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Требования ФГОС к результатам освоения программы.

Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование ММЧ (метод маленьких человечков) в работе с детьми. Подготовила и провела Калинина Евгения Анатольевна.

Многофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возрастаМногофункциональные дидактические кубики как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Представляю вашему вниманию опыт своей работы по использованию многофункциональных.

Отчет по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Тема по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Считаю, что выбранная технология является.

Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста. Слайд № 1 «ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий.

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» ПРОТОКОЛ № 3 родительского собрания в старшей группе №5 от 21. 02. 2018г. Тема: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители.

Технология ТРИЗ — технология развития творчества Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения.

Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. (СЛАЙД) Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 12:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Разорвина Анжела Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД