МААМ-картинки

Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Елена Пышкина
Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ.

(СЛАЙД) Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия обеспечивает активное включение дошкольников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Публикация «Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

(СЛАЙД) Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании дошкольников.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую тему, применить имеющиеся знания в процессе совместного обсуждения.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества дошкольников, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности дошкольников, их эмоциональной включенности в обучающий процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление дошкольников обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

(СЛАЙД) Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:

Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;

Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.

Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления дошкольников, формирование у них ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной. Наряду с этим дошкольники овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.

(СЛАЙД) Цель технологии проведения дискуссий с дошкольниками : развитие критического мышления дошкольников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.

(СЛАЙД) Структура дискуссии : Выявление и формулирование противоречия, проблемы. Актуализация усвоенных знаний, способов образовательных действий, перенесение их в новую образовательную ситуацию. Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по предложенной теме, анализ информации, обсуждение возможных решений обсуждаемой темы, формулирование мнения группы и его коррекция воспитателем по необходимости. Коллективное обсуждение проблемы. Экспертиза. Подведение итогов дискуссии. Рефлексия. Организация дискуссии предполагает деление группы дошкольников на подгруппы и взаимодействие внутри подгрупп и между подгруппами.

(СЛАЙД) Правила проведения дискуссии :

* ведущий – воспитатель группы

* участие родителей в дискуссии, как участников или капитанов подгрупп

* роли распределяются при обсуждении в подгруппах;

* каждый участник имеет право высказать свое мнение;

* точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;

* высказывания только по теме;

* диалог строится на этических нормах;

* не повторять формулировок;

* не прикрываться за мнение других;

* стремиться к разностороннему исследованию темы дискуссии

(CЛАЙД) Формы организации : игра – дискуссия : «Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой дошкольников (обычно около пяти человек). В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с остальной частью группы.

Игра-дискуссия «Микрофон».

В рамках согласованной помощи воспитатель активизирует слабоактивных детей в группе тем, что передает им микрофон: «Говорит тот, у кого микрофон.»

Игра – дискуссия «Вертушка».

Вовлечение дошкольников всей группы в обсуждение темы. Дошкольники рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу воспитателя

дошкольники, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же тему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у дошкольников постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в тему, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.

Игра – дискуссия «Карусель».

Все дошкольники высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.

(СЛАЙД) Основные задачи воспитателя в ходе проведения дискуссии :

* Привить и закрепить уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

* Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

* Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

* Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность дошкольников, развитие рефлексивного мышления.

Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда дошкольники обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии. Именно зрелость игры определяет, может ли ребенок перейти к более сложной деятельности. Зрелый дошкольник уже не играет игрушками, просто ими манипулируя, как младенец. Ему для игры нужны другие люди, которые играют определенные роли, причем обязательно в игре детей присутствуют определенные правила. Зрелый дошкольник любит игры с правилами. И, хотя ему еще трудно смиряться с проигрышами, он уже готов осознать то, что иногда у него что-то не получается.

Взаимодействие в дискуссии с дошкольниками строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников — то есть обращении дошкольников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения.

Сущностной чертой дискуссии дошкольников является диалогическая позиция воспитателя, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

На первых порах использования дискуссии усилия воспитателя сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания воспитателя оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше дошкольники приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

(СЛАЙД) Игра - Дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему : «Я ИМЕЮ ПРАВО»

Воспитатель:

В своих правах мы все равны: И взрослые и дети. Все расы, веры, языки – Все люди на планете.

На любовь имеют право Все ребята на Земле, На заботу и на ласку, Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто Заходить не может. Ваши вещи и добро Брать не может тоже.

Сохранить своё здоровье – Право есть у нас такое. Заболеть, когда случиться – Каждый вправе полечиться.

Никто не может вас пытать, Делать больно, обижать. Вы запомните одно – Бить людей запрещено.

О правах своих послушал И запомни крепко их. Только знай, что очень нужно Уважать права других.

Этих прав лишить не может Вас никто и никогда.

Право каждое поможет Быть счастливым вам всегда!

Я сейчас произнесла слово «право». А что это значит?

(ответы детей).

Воспитатель: Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. На нашей планете живут взрослые и дети. Взрослые пользуются правами, которые у них есть: право на жизнь, право на работу, право получать зарплату, право на отдых, на медицинскую помощь и много других прав.

Просмотр мультфильма «Азбука прав ребёнка» Выпуск 1.

Воспитатель: «Как вы думаете, а у детей есть права

(ответы детей) .

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогическая песочница как технология развития творческой активности и социализации детей дошкольного возрастаПедагогическая песочница как технология развития творческой активности и социализации детей дошкольного возраста По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта,.

Семинар-практикум «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Беседа как основной метод развития диалогической речи детей дошкольного возраста» .

Образовательная технология «Моделирование сказок как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОНР» Актуальность Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – на сегодняшний день явление очень.

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Презентация на тему : "Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности". Подготовила : воспитатель.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формирует качества,.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Тезисы «Лэпбук как технология развития детей дошкольного возраста» «Лэпбук как технология развития детей дошкольного возраста» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно.

Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Учебно-методический материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Хен Н. В. «Сказка, как средство развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 19:25
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология ведения дискуссии как форма развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Пышкина (УИ 1620109) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД