МААМ-картинки

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Елена Томилина
Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОТОКОЛ № 3

родительского собрания в старшей группе №5

от 21. 02. 2018г.

Тема: «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»»

Присутствовало: 28 человек

ПОВЕСТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ :

Публикация «Протокол родительского собрания „Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

2. Познакомить родителей с играми на речевое развитие детей.

Ход СОБРАНИЯ:

1. По первому вопросу слушали воспитателя старшей группы №5 Томилину Елену Ивановну. Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.

До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да», то мы рады, что вас беспокоит эта проблема. Если «нет», очень жаль, поскольку вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание.

Педагог. Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? Давайте подберем подходящие характеристики, я запишу их на доске.

Речь должна быть: Речь наших детей :

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед  школой:

Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.

Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений.

Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.

Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.

Невыразительная речь – неумение использовать интонации.

Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка.  (Эти проблемы записываются на доске во второй столбик).

Посмотрите, у нас появилось противоречие : мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была… (зачитываются слова из 1-го столбца, а она часто зачастую бывает (зачитываются слова из 2-го столбца).

Педагог. Возникает очередной  вопрос«Что же делать?» Ответ однозначен, заниматься речевым развитием детей не только в детском саду, но и дома.

- Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Работа по развитию речи в старшей группе предусматривает решение следующих  задач:

Формирование словаря:

• осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

• обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества пред-метов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых;

• упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением;

• помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй  речи:

• продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в  предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

• помогать замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить;

• знакомить с разными способами образования слов;

• упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал);

• учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

• упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.  

     2. По второму вопросу слушали воспитателя старшей группы №5 Байчурину Юлию Владимировну. Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!

 В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.  

     В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе,  звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.  

Развивается связная речь.  Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

 И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

Воспитатель: - И так, отправляемся в путешествие на поезде" отправляемся в путь.

Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется "Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова, так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)

Игра "Подбери прилагательные к существительным" (игра с мячом).

(Я говорю существительное, вы прилагательное)

Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т. д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т. д.)

Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т. д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т. д

А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.

Игра "Противоположности", "Антонимы".

Детям раздаются карточки. Н: длинный- короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.

Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется

"Станция звуков". Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.

Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком М" (корзина, мешки с песком)

Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Игра "Определи звук [д] в слове" Если вы услышите слово со звуком "д" вы хлопаете, затем определяем, где был звук.          

дом- [д]- в начале слова, дятел- [д]- в начале слова дедушка- [д]- в начале и в середине слова деревня- [д]- в начале слова ' тетрадь- [д]- в конце слова смородина- [д]- в середине слова виноград- [д]- в конце слова

- Ребята, вы такие умнички, в какой мы были стране? (стране Звуков).

- Что мы делали? Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со- словами «чух-чух-чух»     отправляемся в путь.

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется

"Станция грамматики”.

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

Игра "где живут продукты?"

(у каждого продукта есть свой домик угадай название домика)

Сахар- (ница, хлеб- (ница, масло- (ница, соль- (онка) -маеяо, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

А также учатся образовывать однокоренные слова, т. е. похожие друг с другом, Н: медведь- медвежата.

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра "Продолжи цепочку"

Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек

Нож, ковш, таз, кувшин

Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра "Составь предложения из набора слов»

Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? "Станция грамматики". Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется "Сказки- рассказки". Садимся в поезд и  поехали: «Чух-чух-чух».

Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется "Сказки - рассказки". На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы.  И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра "Расскажи и обыграй сказку"

(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку)

 Вы такие вы молодцы!. Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей)

Молодцы, ребята. Это была наша последняя станция, которая как называется? (Сказки-рассказки)

- Вы такие умнички, со всеми заданиями справились. Познакомились с тем, как развивается речь детей в старшей группе.  

Предлагаем памятку «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей».

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Главной потребностью и функцией – является.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы «Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста» 1. Исследование проблемы речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста 1.1 Речь. Характеристика речевого развития детей старшего.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания «Возрастные и индивидуальные особенности детей 6–7 лет» Протокол родительского собрания № 1. Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе №3 17.01.18 г. Председатель : Сагитова А. Н. Секретарь :Ахтемова Р. А.. Присутствовали.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь родителей.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: Познакомить родителей с особенностями.

Сценарный план родительского собрания «Особенности познавательного развития детей 4–5 лет» Сценарный план родительского собрания «Развитие познавательных интересов у детей 4-5 лет» Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 23:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Томилина (УИ 955542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД