Светлана Торопова
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного уровня ребёнок должен хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, желания, использовать речь как средство общения, выражения своих чувств, мыслей, выделять звуки в словах. Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.
Публикация «Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Задачи речевого развития по ФГОС:
Овладением речью как средством общения и культуры
обогащение активного словаря
развитие связной, диалогической и монологической речи
развитие речевого творчества
знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:
создание предметно-развивающей среды
подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий
использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.
личный пример педагога, его правильно поставленная речь
консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.
Активизация речи детей разнообразными средствами.
В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач я использую следующие игры и игровые пособия:
1. «Лото» с использование чистоговорок на трудные звуки.
Детям предлагаются или дети сами выбирают их карточки, принцип действия игры, как обыкновенной лото. Усложняется игра необходимостью повторить правильно чистоговорку, если дети умеют читать, прочитать её. Другие дети читающие, могут проверить правильность ответа или определить по чистоте произношения чистоговорки. В качестве поощрений можно давать за правильные ответы не только карточки, но например и счётные палочки или пуговки, камешки, детей это очень привлекает и активизирует. Если какой – то ребёнок испытывает трудность педагогу необходимо ему помочь, ведь с первого раза это трудно, игра требует многократности.
Например: берём картинку «Девочка с шарами»
Ребёнок должен повторить или прочитать: «РЫ-РЫ-РЫ, Я НЕСУ ШАРЫ» или За-за-за прозрачная медуза»
2. "Угадай слова"
На карточках изображено две картинки, которые могут отличаться друг от друга при произношении одним звуком. Например: «Кот» и «Кит». Дети подбирают буквы согласно картинке или можно усложнить задачу – загадать загадку. В ходе игры педагог и другие участники игры могут сами придумывать загадки, описание предмета. «Какую картинку я задумала: это пушистый, усатый…». Ребёнок отгадывает и соответственно подбирает нужную букву.
3. Дидактическая игра "Подарки"
В ходе данной игры у детей формируются навыки звукового анализа, умения определять место звука в слове.
Детям предлагается собрать подарки для мальчика Ромы, но все подарки должны быть со звуком "р". Дети подбирают картинки с данным звуком, можно использовать схемы, место звука в слове. После того как картинки подобраны, можно предложить найти данные игрушки в группе и отправится в гости к Роме, дальше уже можно развивать сюжетно-ролевую игру. Вариантов игры много, фантазируйте сами и вместе с детьми.
4. Игры с перфокартами
Перфокарты - это индивидуальные листы с интересными заданиями, заламинированные или можно вставить в толстый файл, для многократного использования.
Цель каждой карты разная это могут быть задания нп развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа, слогового анализа, чтение слогов, составления слогов, слов, предложений.
5."Ребусы"
Сделать самим такие карточки нетрудно.
На картон приклеиваются 2 полоски, одна для вставки картинок на первый звук которых будет составляться слов, другая - ниже, для вставки букв.
Можно использовать разные варианты :
-какой буквы не хватает (в середине слова, в начале или конце)
-правильно или не правильно расставлены картинки или буквы (самоконтроль, взаимоконтроль)
- составь схему
-расставь по схеме
6. "Слоговой тренажёр"
Можно использовать в сюжетно-ролевой игре "Школа" с использованием следующих задний:
-помоги мишке расставить согласные и гласные буквы по домикам
-исправь ошибки мишутки
-составь слоги
знакомить с помощью тренажёра по Жуковой составлять слоги и слова
-определять звуки мягкие и твёрдые.
Индивидуальные тренажёры
7. Речевые улитки на закрепление произношения звуков
Мною собрана картотека фонематических потешек
8. "Слоговое лото"
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игровая деятельность, через игру ребёнок познаёт окружающий мир, всесторонне развивается. Данные игры способствуют речевому развитию детей, надеюсь они буду и вам полезны.