Ирина Власенко
ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ - технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Развитие творческого потенциала детей является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. В связи с этим необходимо заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Решению этой проблемы, как нельзя лучше, способствует ТРИЗ-технология. Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования о создании условий для развития мышления, речи, воображения и творчества воспитанников. Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются знания логической системы приёмов их решения, т. е. теории решения изобретательских задач.
Педагогическое кредо «тризовцев» - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо формировать навыки дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения.
Методы и приемы ТРИЗ
Методы и приемы ТРИЗ, успешно применяемые в дошкольном образовании, способствующие развитию творческого мышления, воображения, фантазии детей, позволяющие преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме.
Игра «Да-нетка»
Игра «Да-нетка», успешно формирует у детей навыки мыслительных действий. Взрослый или ребенок загадывают предмет, а дети, задавая лишь вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет», разгадывают его. Дидактическое пособие «Волшебный поясок» также можно применять для проведения творческих заданий : «Придумай сказку с заданными героями», «Придумай фантастическое животное», где по предложенным картинкам частей тела разных животных, необходимо дать характеристику необычному, фантастическому животному.
Метод «Системный оператор»
Одним из эффективных методов ТРИЗ для детей и воспитателей является метод «Системного оператора», который применяют при изучении той или иной системы, рассматривании системных свойств объектов. Так, детям было предложено взять в систему «дерево». Игровое действие – заполнение экранов «волшебного телевизора», дети осуществляют, используя замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то».
Если мы рассмотрим что-то (объект).
Это что-то для чего-то (функция объекта,
Это что-то часть чего-то (подсистема объекта).
Это что-то из чего – то (надсистема работы).
Чем-то было раньше что-то… (прошлое объекта).
Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта).
Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.
В итоге получилось: лес – дерево – части строения дерева (по вертикали); саженец - дерево- старое дерево, мебель, карандаши… (по горизонтали). Системное мышление является творческим мышлением.
Круги Луллия
Для успешного изучения нового материала и закрепления старого, эффективно использовать круги Луллия с картинками по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Дети, вращая круги относительно друг друга, перемещают картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих дидактических играх: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные», «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
В Дидактической игре: «Чей малыш?» педагогу успешно чередовать реальные и фантастические задания, где в реальном задании, ребенок, поворачивая куги находит маме детеныша, а в фантастическом, ребенку предлагается подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.). Дети смело высказывают варианты решения предложенной ситуации.
Существуют ТРИЗ/игры как «Цепочка превращений», «Закончи сказку», «Загадка на основе литературного произведения», «Потеря части или целого», «Путешествие Колобка, от зернышка до хлеба», «Волшебники превращения», которые помогают детям овладевать мыслительными действиями, фантазировать, творчески мыслить. Итог занятия нужно провести тоже в необычной форме: детям нужно предложить, подготовить выставку рисунков, к примеру: «Этот невкусный и нескучный Колобок».
Игра «Теремок»
Хозяином теремка дети выбрали солнышко.
Игрокам предлагается выбрать наугад предложенные картинки с изображением разнохарактерных объектов, например, пирожок, шарф, цыпленок… Чтобы попасть в теремок к солнышку, дети должны доказать свою схожесть с ним, отыскивая сходные признаки. Так пирожок определил, что он, как и солнышко может быть горячим и холодным, шарф схож по согревающей функции, а цыпленок по цвету. Благодаря этой игре дети учатся анализировать и творчески мыслить.
Творческое задание «Дорисуй картинку» и «Преврати ладошку в…» дети проявляют свое творчество и фантазию, рассказывая, что у них получилось, дают название своему рисунку.
Педагогу необходимо поощрять творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критиковать, не оценивать, не ограничивать высказываемые мысли и предложения. Выслушивать и принимать к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи.
В дошкольном возрасте с целью развития творческих способностей детей возможно использовать методику ТРИЗ. Данная работа с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Творческие задания не должны содержать «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»