Елена Шарапова
Проект «Пальчиковые игры» для старшей логопедической группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта:
долговременный (одногодичный, развивающий, игровой, подгрупповой.
Участники проекта:
дети старшей логопедической группы с ОНР, родители, учитель-логопед, воспитатели.
Актуальность
У детей с ОНР при ряде речевых нарушений наблюдается низкий уровень развития мелких движений пальцев рук. Такие дети зачастую имеют проблемы с координацией движений, низкий уровень осязаемой чувствительности, общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий, недостаточное развитие зрительно-двигательной координации. Все это негативно сказывается на формировании предметно-практической и речевой деятельности.
Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит напрямую от того, насколько развиты его мелкие и общие движения. Если развитие способности пальцев к таким движениям отстает, то задерживается и речевое развитие.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить состояние мелкой моторики рук.
С каждым годом речевые нарушения у детей дошкольного носят более стойкий характер, поэтому актуальность данной педагогической работы очевидна. Именно эта проблема и легла в основу создания данного проекта.
Цель:
развитие мелкой моторики рук детей с ОНР в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Учить детей выполнять основные виды движений с элементами пальчиковых игр в процессе разнообразных видов деятельности.
2. Развивать осязаемую чувствительность, зрительно-двигательную координацию и точность движений мелкой моторики рук.
3. Развивать диалогическую и монологическую речь в процессе
самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение
действий.
4. Развивать познавательные процессы: внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.
5. Развивать театральные способности детей при обыгрывании игр-драматизаций.
6. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Направления работы
-поиск оптимальных условий и средств развития при использовании игр-драматизаций у детей с ОНР;
- разработка теоретического положения для реализации проекта;
- создание системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук через использование пальчиковых игр на занятиях и в свободной деятельности. ;- подборка и систематизация речевого, дидактического материала. ;- систематизация эффективных форм обучения и поиск новых средств работы, с детьми имеющих ОНР.
Гипотеза
Если система данной работы будет реализовываться поэтапно и системно в течение всего компенсирующего периода обучения, то это будет способствовать эффективному развитию мелкой моторики рук и формированию у детей речи в более короткие сроки.
Ресурсное обеспечение проекта:
групповое помещение, кабинет учителя-логопеда.
Этапы реализации проекта
Содержание работы Прогнозируемый
результат Сроки выполнения
1. Организационный
1. Оформление пакета
документов по проекту.
2. Составление
тематического плана работы.
3. Подборка игр-драматизаций с элементами пальчиковых игр, стихотворений, рассказов и сказок.
Подготовка к последующей деятельности с детьми.
Сентябрь
2. Диагностический
Проведение первичного диагностического исследования.
Выявление уровня развития мелкой моторики рук.
Сентябрь
3. Основной
Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности.
Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, речевых навыков, творческого воображения, познавательных процессов.
Сентябрь (3 неделя) -
май
4. Заключительный
1. Результаты контрольно-диагностического исследования
2. Проведение итогов проектной деятельности.
Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук, самоанализ учителя-логопеда.
Май
Модель реализации проектной деятельности
Направление работы Содержание деятельности
1 БЛОК
Работа с детьми 1. Применение пальчиковых игр в процессе разнообразных видов деятельности.
2. Диагностика с целью отслеживания результативности реализуемого проекта.
3. Обыгрывание стихотворений, игр, сказок и рассказов.
2 БЛОК
Сотрудничество с родителями
1. Помощь в подборке материала.
2. Совместные пальчиковые игры детей и родителей.
3. Игры-соревнования «Что скажем, то покажем», «что расскажем, то покажем».
3 БЛОК
Работа с педагогами
1. Выступление на педагогических советах, семинарах-практикумах.
2. Консультации для педагогов.
3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками).
4. Взаимопосещения.
5. Открытые занятия для педагогов ДОУ.
3 БЛОК
Методическое сопровождение
1. Картотека пальчиковых игр и игр-драматизаций с элементами пальчиковых игр, подборка стихотворений, рассказов и сказок.
2. Тематический план работы.
4. Консультационный материал для педагогов и родителей.
5. Обобщение и распространение наработанного материала.
7. Литература:
М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»; О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры»; М. А. Панфилова «Игротерапия общения»; Л. П. Савинова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»; Н. Г. Метельская «100 физкультминуток на логопедических занятиях»; Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать»; Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».
Диагностика развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе реализации педагогического проекта
№
п / п Фамилия, имя
ребенка Тактильная чувствительность
пальцев рук Переключение
и точность
движений кистей и пальцев рук Зрительно-двигательная координация Самостоятельность выполнения
движений Итого
1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
1.
2.
3.
Тематический план работы
Тема занятия Пальчиковая игра Пальчиковая игра-драматизация
«Части тела» «Ладонь»-«Кулак»
«Ладонь»-«Кулак»-«Ребро»
«Пальцы вместе - пальцы врозь»
«Дружба» «Братцы»
«Игрушки» «Флажок»
«Шарик»
«Лодочка» «Дружба»
«Осень» «Дождик»
«Дерево»
«Грабли» «Осенний букет»
«Овощи» «Капустка» «Овощи»
«Фрукты» «Апельсин» «Собираем урожай»
«Грибы» «Грибок» «Белый гриб»
«Одежда, обувь, головные уборы» «Мы шьем» «На прогулку»
«Дом и его части» «Дом»
«Замок» «Дом и ворота»
«Строим дом
«Мебель» «Стул»
«Стол» «Мебель»
«Зима» «Снежинки»
«Погреем руки» «Зима»
«Домашние животные и их детеныши» «Собака»
«Кошка»
«Коза»
«Лошадка» «Домашние животные»
«Домашние птицы и их детеныши» «Гусь»
«Курочка»
«Петух «Цыпленок»
«Новогодний праздник» «Фонарики»
«Ёлка» «Дед Мороз»
«Дикие животные и их детеныши» «Ёжик»
«Зайка и ушки»
«Белка» «В лесу»
«Зимующие птицы» «Птичка»
«Филин» «Где обедал воробей?»
«Продукты питания» «Оладушки»
«Режем колбасу» «Угощение гномов
«Посуда» «Тарелка»
«Ложка»
«Вилка»
«Нож»
«Поднос» «Завтрак»
«Профессии» «Я-художник» «Профессии»
«Весна» «Солнышко»
«Дождик»
«Деревья» «Мамин день»
«Ранняя весна»
«Перелетные птицы» «Скворечник»
«Гнездо»
«Птенчики в гнезде» «Возвращение птиц»
«Семья» «Моя семья»
«Дружная семья»
«Транспорт»
«Пароход»
«Вертолет» «Самолёт»
«Наш город» «Вышли пальчики гулять»
«Прогулка»
«Лес» «Корни дерева»
«Крона молодого дерева»
«Крона старого дерева» «Орешник»
«Ягоды» «Корзинка» «Лето»
«Праздник мира, весны и труда» «За работу»
«Руки в сторону»
«День Победы» «Защитники Отечества»
«На границе»
«Цветы» «Корни растения»
«Бутон»
«Цветок»
«Насекомые» «Оса»
«Жук»
«Улей»
«Бабочка» «Божьи коровки»
Тема занятия Пальчиковая игра Пальчиковая игра-драматизация
«Части тела» «Ладонь»-«Кулак»
«Ладонь»-«Кулак»-«Ребро»
«Пальцы вместе - пальцы врозь»
«Дружба»
(Гаврина С. Е. стр. 44) «Братцы»
(О. И. Крупенчук, стр. 16)
«Игрушки» «Флажок»
(В. В. Цвынтарный, стр. 8)
«Шарик»
(В. В. Цвынтарный, стр. 11)
«Лодочка»
(В. В. Цвынтарный, стр. 8) «Дружба»
(Картушина М. Ю., стр. 47)
«Осень» «Дождик»
(Н. Г. Метельская, стр. 23)
«Дерево»
(В. В. Цвынтарный, стр. 20)
«Грабли»
(В. В. Цвынтарный, стр. 10) «Осенний букет» (Картушина М. Ю., стр. 20)
«Овощи» «Капустка»
(Гаврина С. Е. стр. 43) «Овощи»
(О. И. Крупенчук, стр. 5)
«Фрукты» «Апельсин»
(Гаврина С. Е. стр. 56) «Собираем урожай»
(О. И. Крупенчук, стр. 6)
«Грибы» «Грибок»
(Н. Г. Метельская, стр. 10) «Белый гриб»
(О. И. Крупенчук, стр. 4)
«Одежда, обувь, головные уборы» «Мы шьем»
(Н. Г. Метельская, стр. 46)
«На прогулку»
(О. И. Крупенчук, стр. 9)
«Дом и его части» «Дом»
(В. В. Цвынтарный, стр. 7)
«Замок»
(В. В. Цвынтарный, стр. 19) «Дом и ворота»
(Гаврина С. Е. стр. 47)
«Строим дом»
(Картушина М. Ю., стр. 65)
«Мебель» «Стул»
«Стол»
(В. В. Цвынтарный, стр. 9) «Мебель»
(О. И. Крупенчук, стр. 18)
«Зима» «Снежинки»
«Погреем руки» «Зима»
(О. И. Крупенчук, стр. 14)
«Домашние животные и их детеныши» «Собака»
(Н. Г. Метельская, стр. 22)
«Кошка»
(В. В. Цвынтарный, стр. 14)
«Коза»
(Л. П. Савинова, стр. 26)
«Лошадка»
(В. В. Цвынтарный, стр. 16) «Домашние животные»
(О. И. Крупенчук, стр. 12)
«Домашние птицы и их детеныши» «Гусь»
(Н. Г. Метельская, стр. 10)
«Курочка»
(Н. Г. Метельская, стр. 16)
«Петух»
(В. В. Цвынтарный, стр. 17) «Цыпленок»
(Картушина М. Ю., стр. 113)
«Новогодний праздник»
«Фонарики»
«Ёлка»
(В. В. Цвынтарный, стр. 12) «Дед Мороз»
(О. И. Крупенчук, стр. 15)
«Дикие животные и их детеныши» «Ёжик»
(Н. Г. Метельская, стр. 12)
«Зайка и ушки»
(В. В. Цвынтарный, стр. 14)
«Белка»
(Н. Г. Метельская, стр. 8) «В лесу»
(О. И. Крупенчук, стр. 10)
«Зимующие птицы» «Птичка»
«Филин»
(В. В. Цвынтарный, стр. 20) «Где обедал воробей?»
(Картушина М. Ю., стр. 89)
«Продукты питания» «Оладушки»
(Гаврина С. Е. стр. 42)
«Режем колбасу» «Угощение гномов»
(Картушина М. Ю., стр. 97)
«Посуда» «Тарелка»
«Ложка»
«Вилка»
«Нож»
«Поднос»
(Н. Г. Метельская, стр. 19) «Завтрак»
(О. И. Крупенчук, стр. 19)
«Профессии» «Я-художник»
(Картушина М. Ю., стр. 103) «Профессии»
(О. И. Крупенчук, стр. 21)
«Весна» «Солнышко»
(Л. П. Савинова, стр. 34)
«Дождик»
(Л. П. Савинова, стр. 26)
«Деревья» «Мамин день»
(О. И. Крупенчук, стр. 22)
«Ранняя весна»
(О. И. Крупенчук, стр. 24)
«Перелетные птицы» «Скворечник»
(В. В. Цвынтарный, стр. 11)
«Гнездо»
«Птенчики в гнезде»
(В. В. Цвынтарный, стр. 18) «Возвращение птиц»
(О. И. Крупенчук, стр. 26)
«Семья» «Моя семья»
(Гаврина С. Е. стр. 40) «Дружная семья»
(О. И. Крупенчук, стр. 23)
«Транспорт»
«Пароход»
(В. В. Цвынтарный, стр. 8)
«Вертолет»
(Л. П. Савинова, стр. 25) «Самолёт»
(О. И. Крупенчук, стр. 17)
«Наш город» «Вышли пальчики гулять»
(Гаврина С. Е. стр. 43) «Прогулка»
(Картушина М. Ю., стр. 175)
«Лес» «Корни дерева»
«Крона молодого дерева»
«Крона старого дерева»
(В. В. Цвынтарный, стр. 20) «Орешник»
(Картушина М. Ю., стр. 75)
«Ягоды» «Корзинка»
(В. В. Цвынтарный, стр. 12) «Лето»
(О. И. Крупенчук, стр. 32)
«Праздник мира, весны и труда» «За работу»
(Р. И. Лалаева, стр. 24)
«Руки в сторону»
(Гаврина С. Е. стр. 49)
«День Победы» «Защитники Отечества»
(О. И. Крупенчук, стр. 20) «На границе»
(Картушина М. Ю., стр. 107)
«Цветы» «Корни растения»
«Бутон»
(Н. Г. Метельская, стр. 8) «Цветок»
(Гаврина С. Е. стр. 47)
«Насекомые» «Оса»
(Р. И. Лалаева, стр. 20)
«Жук»
(В. В. Цвынтарный, стр. 18)
«Улей»
(Гаврина С. Е., стр. 42)
«Бабочка»
(Н. Г. Метельская, стр. 9) «Божьи коровки»
(Гаврина С. Е. стр. 52)
Результат работы
1. Распространение опыта работы.
2. Публикации.
3. Оформление творческого пакета и презентации.
4. Консультирование педагогов.
5. Участие в городских мероприятиях.