Юлия Зайцева
Три распевки в соответствии с лексическими темами учителя — логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами моими авторскими распевками, которые я сочинила в соответствии с лексическими темами учителя - логопеда.
Детский сад компенсирующего вида, в котором я работаю, посещают дети с нарушением зрения и речи. В соответствии с ФГОС, интеграция образовательных областей, таких как речевое и художественно-эстетическое развитие, находит своё воплощение в тесном сотрудничестве учителя - логопеда, музыкального руководителя и воспитателей. Я как музыкальный руководитель на своих занятиях уделяю внимание не только решению сугубо музыкальных задач, но и работе над материалом лексических тем, которые учитель - логопед включил в свой учебный план. Благодатный материал представляют собой распевки, позволяющие объединить решение музыкально-педагогических и логопедических задач, не перегружая воспитанников. Как мы знаем из курса сольфеджио, вокальные распевки - это своего рода разминка и базовые упражнения для голосовых связок и артикуляционного аппарата исполнителя. Они позволяют развивать основные вокальные навыки: постановка дыхания в соответствии с фразами, интонирование, расширение диапазона исполнителя, развитие чувства ритма, формирование чёткой дикции. Помимо этого происходит расширение словарного запаса и общего кругозора ребёнка.
Публикация «Три распевки в соответствии с лексическими темами учителя — логопеда» размещена в разделах
Стихотворные тексты двух распевок («Яблоки» и «На пенёчках пять опят») я заимствовала в сборниках М. Картушиной «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» и «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» и к ним сочинила мелодии. В распевке «Вкусное варенье» слова и музыка моего собственного сочинения. Распевку «Яблоки» я разучиваю с детьми средней группы, а «На пенёчках пять опят» и «Вкусное варенье» - с детьми старшей группы. Мелодии распевок основаны на традиционных мелодических оборотах: гаммообразное движение мелодии, повторяющиеся звуки (репетиции, движение по терциям, опевание устойчивых ступеней лада, скачки на кварту с последующим заполнением. Также в распевке «На пенёчках…» хлопками отмечаем звуки, характеризующие счё т: «Раз, опёнок, два, опёнок» и так далее.
Исполнение распевок и, в дальнейшем, песен предполагает хорошую координацию слова со звуком, синтеза разговорной речи с музыкальной. Дети с ОНР, ФФН испытывают затруднения в распознавании на слух, понимании отдельных звуков, слов, и, как следствие, их правильного произношения. А без этого невозможно грамотное исполнение стихов, песен (в совместной деятельности с педагогом и в самостоятельной деятельности в группе, дома). В дальнейшем у таких детей могут возникать затруднения в письменной речи.
Поэтому работа над закреплением правильных речевых навыков как на логопедических занятиях, так и на музыкальных - более чем оправдана.