Белова Наталья
Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных областях: коммуникативно – личностной, художественно – эстетической, области физического развития, а также познавательно –речевой. Именно на познавательно – речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов, так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере.
Публикация «Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и педагога–психолога в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.
Все это влечет за собой необходимость создания особой, коррекционной психолого – педагогической среды осуществляемой учителем– логопедом и педагогогом– психологом.
Цель взаимодействия специалистов является - успешное преодоление речевого недоразвития и формирование полноценных коммуникативно - речевых навыков.
Взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается в :
- формах работы;
- совместном планировании работы;
- преемственности работы;
- функция
- задачах.
Выделяются следующие формы работы:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы,
– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);
– интегрированные занятия с детьми;
а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается на этапе диагностики. Так, обследуя речь нельзя не учитывать эмоциональное состояние ребенка, уровень познавательных процессов. А изучая уровень развития познавательной сферы нельзя обойтись без речевого высказывания ребенка.
Результаты диагностики позволяют учесть речевые и индивидуальные особенности детей, сформулировать объективное заключение и наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы.
Тесная взаимосвязь логопеда и психолога прослеживается :
- в совместном планировании работы,которая осуществляется по единому комплекстно – тематическому планированию;
- при осуществлении преемственности в работе.
Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности:
Для психолога :
- коррекция отставаний в развитии психических функций,
-- развитие эмоциональной сферы, умение управлять собственными эмоциями и понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей
– активизация речевой деятельности ребёнка.
для логопеда :
–.коррекция нарушений в развитии речи
-активизация функционального потенциала ребенка
-- особенности использования детьми мимики и пантомимики.
Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.
В результате взаимодействия учителялогопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, решаются задачи:
1. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства и речевой среды;
2. Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
3. Обновление форм и содержания коррекционно –развививающей работы с детьми
Современные условия жизни: социальные, экологические, экономические, привели к росту числа детей с отклонениями в развитии.
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности.
19.12.2014г. был принят приказ Минобрнауки «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования».
Согласно ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
.В последнее время наш ДОУ стали посещать дети с ОВЗ. (с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты).
Аутизм – это врожденный синдром, для которого характерен особый тип нарушения психического развития, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, стереотипное поведение, затруднения, а иногда полное отсутствие речи, снижение интелекта.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка
При организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение.
На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут коррекционно- педагогической работы, который происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, дефектологом, логопедами и педагогами.
Неотъемлемым звеном в системе инклюзивного образования является правильная организация предметно – пространственной среды— это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития.
В кабинете логопеда и психолога создано зонированное пространство для индивидуальной и подгрупповой деятельности.
Для структурирования учебной деятельности мы используем визуальное расписание на котором отражаем все виды деятельности, которые будут происходить на данном занятии.
На своих занятиях мы используем систему поощрений в виде жетонов и игрушек.
Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность педагогов.
Результат взаимодействия учителя – логопеда и педагога психолога :
1. Всестороннее развитие и коррекция воспитанников, с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей.
2. Повышение уровня профессиональной подготовки педагогов ДОУ.
3. Рост компетентности родителей в области коррекционной педагогики.