Харасова Рушана
Тренинг «В поисках спокойствия» для детей подготовительной к школе группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тренинга «В поисках спокойствия» для детей подготовительной к школе группы по ФГОС
Педагог-психолог дошкольного отделения
Цель: познакомить детей c чувством спокойствия, со способами расслабления, обретения душевного спокойствия.
Задачи:
- продолжать обучать различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию;
Публикация «Тренинг „В поисках спокойствия“ для детей подготовительной к школе группы ДОУ» размещена в разделах
- формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок;
- совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей; развивать мелкую моторику;
- снижение эмоционального напряжения.
Оборудование: картинки «Градусник настроения», эмоции «Спокойствие», «Дружелюбие», «Уверенность», «Терпение и понимание», приятная расслабляющая музыка; материалы для творчества, мяч, цветные карандаши.
Части образовательной деятельности содержание задачи материалы приемы Образовательные области Ожидаемые результаты
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Участники становятся в круг, берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Покажите мне, пожалуйста мимикой, какое у вас сегодня настроение?
Дети: (показывают)
Воспитатель: А чтобы еще больше поднять нам настроение давайте с помощью этого мячика мы скажем друг другу комплимент.
Дети: (передавая мяч по кругу делают друг другу комплимент)
Упражнение «Градусник-настроения».
Психолог: Посмотрите внимательно на доску – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш того цвета, который вам больше всего нравится в данный момент, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!
Установление первичного контакта, создание позитивного настроя на занятие
Диагностика эмоционального состояния на начало занятия
Мяч
Картинка, с изображением «градусника настроения»
Ритуал приветствия
Рисование
Социально коммуника-тивное развитие
Социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие
Создание хорошего настроения.
Экспресс-диагностика эмоционального состояния детей на момент начала занятия
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
2 этап. Мотивационный
3этап. Практический
Динамическая пауза
4этап. Рефлексивный
Ведущий. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в далекую страну, но сначала послушайте историю — как все начиналось.
Где-то далеко-далеко есть волшебная страна Чувств. Живут там Радость, Удовольствие, Обида, Грусть, Злость, Интерес и многие другие. Живут они в маленьких домиках и любят ходить друг к другу в гости.
Все эти чувства очень нужны и взрослым, и детям. Но если чувства расшалятся — тяжело приходится людям.
Что будет, если человек будет очень много: бояться, грустить, злиться, радоваться? (Ответы детей.)
Справиться с расшумевшимися чувствами помогает Спокойствие (на доске закрепляется эмоция «спокойствие»). Оно вовремя угомонит тех, кто сильно злится, кто сильно развеселился, кто постоянно грустит.
Как мы можем узнать, что человек спокоен? Голова спокойного человека слегка наклонена вперед. Глаза, брови и рот расслаблены. В руках и ногах отсутствует напряжение. Голос ровный, не громкий и не тихий. Дыхание ровное.
Покажите друг другу, как вы выглядите, когда вы спокойны. Теперь пройдите так, как ходит, сидит спокойный человек. (Дети выполняют задание).
Но случилась беда в волшебной стране — злой волшебник украл Спокойствие. И теперь радость смеется - не переставая, злость со всеми дерется, грусть все время плачет.
Давайте поможем вернуть спокойствие в волшебную страну!
Что ж, мы отправляемся в дорогу. Как вы думаете, понадобится ли нам в пути Уверенность? Для чего? (Ответы детей.) Возьмем с собой в дорогу Уверенность? (Ответы детей. Так же обсуждаются «терпение», понимание, «дружба», «улыбка».)
Мы взяли с собой в дорогу уверенность, терпение, понимание, дружбу, улыбку и отправляемся в путь.
Динамическая пауза
Мы идем по мягкой зеленой траве (топ-топ, а в траве попадаются колючие шишки (перепрыгивают с ноги на ногу).
Вот мы вышли на тропинку. Над тропинкой ветки. Раздвигаем их руками. Перелезем через бревно, пролезем под бревном.
И вот пришли мы к болоту, ноги застревают, с трудом их вытягиваем. Но вот снова вышли на тропинку и побежали.
Посмотрели вперед, а там река. Садимся в лодочки и поплыли – гребем. Приплыли. Вылезли из лодки.
Упражнение «Игра с песком»
Благодаря фантазии мы с вами поиграем с песком. Располагайтесь на ковре, слушайте внимательно и повторяйте движения.
На вдохе набираем в руки воображаемый песок. Постарайтесь почувствовать тепло от него – ведь песок грело летнее солнышко! Сильно сожмите кулаки, удерживайте песок в руках – задержите свое дыхание. Теперь резко выдохните и на выдохе посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Вот так (показать движения). А теперь стряхиваем песок с рук, расслабляя пальцы и кисти. При этом дышим спокойно, ровно, дыхание не задерживаем. Молодцы! Теперь бессильно уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Игру повторить 2-3 раза
Мы почти дошли. Давайте приведем себя в порядок. (Легкий массаж тела.)
Нежно погладьте свое лицо — лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Пока мы с вами кружились и играли мы не заметили, как попали в волшебную страну. Ложитесь поудобнее. Закройте глаза. И представляйте то, что я буду вам говорить. (Включается музыка.)
Вот перед вами дорога к замку… вы идете по ней, разглядываете замок… И вот вы у дверей замка… заходите внутрь и видите волшебника… Он говорит: «Вы никогда не найдете Спокойствие. Вам это не удастся!» Тогда вы достаете из рюкзака Уверенность и говорите: «Я смогу, я уверен в этом!» Волшебник злится, ругает вас — и тогда вы достаете Терпение и терпеливо ждете, когда он успокоится.
Злой Волшебник выдохся, не знает, что сказать вам, — и тогда вы достаете Понимание и Дружбу и говорите волшебнику: «Я понимаю тебя, ты совсем один и потому злишься, я хочу подарить тебе свою дружбу». И тут вы достаете Улыбку — и радостно, дружелюбно улыбаетесь. Волшебник сражен, он не хочет больше злиться… он ведет вас по замку в поисках спокойствия… Вы проходите через огромные залы… темные коридоры… поднимаетесь по лестнице в самую высокую башню…. И вот перед вами дверь в таинственную комнату… Вы открываете дверь… заходите… Это комната Спокойствия… Вы видите его перед собой… Посмотрите, как оно выгладит… какой запах вы чувствуете в комнате… Осмотритесь внимательно… Запоминайте то, что вы увидели…
А теперь медленно возвращайтесь назад. Вы помогли Спокойствию вернуться в страну чувств.
Упражнение «Волшебное письмо».
Так как мы обрели с вами Спокойствие, я предлагаю нарисовать вам «Волшебное письмо». В этом письме попробуйте нарисовать одно свое желание, что бы было понятно, что это за желание. А затем мы отправим наши письма в волшебную страну. И, кто знает, может, они исполнятся. Итак, начнем! Активизация детей.
Введение в проблемную ситуацию.
Учить аргументировать свои ответы.
Развивать ре
чь детей.
Способствовать развитию самостоятельности, инициативности.
Развитие двигательной ловкости и интенсивного пространственного взаимодействия.
Снижение эмоционального и телесного напряжения и расслабление мышц.
Снижение напряжения и расслабление мышц.
Снятие эмоционального и телесного напряжения, быстрый отдых, расслабление.
Выражение собственных чувств через цветовую палитру, самораскрытие и самопринятие
Спокойная музыка
Спокойная, расслабляющая музыка.
Спокойная, расслабляющая музыка.
Спокойная, расслабляющая музыка
Бумага для рисования, цветные карандаши. Беседа
эмоции «Спокойствие», «Дружелюбие», «Уверенность», «Терпение и понимание»
Обсуждение
Игра, воображение, фантазия.
Этюд на физическое восстановление.
Легкие массажные движения.
Релаксация.
Рисование.
Познание.
Социально-
коммуника-тивное развитие.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Речевое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Художественно-эстетическое развитие.
Заинтересованность детей, вовлечение в игровую ситуацию.
Умение детей слушать, слышать и понимать полученную информацию.
Активизация речи детей.
Вызвать желание к соблюдению двигательной активности.
Развитие мимической и пантомимической выразительности, снятие эмоциональных и мышечных зажимов.
Развитие мимической и пантомимической выразительности, снятие эмоциональных и мышечных зажимов.
Снятие эмоциональных и мышечных зажимов, расслабление, отдых детей.
Развитие мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
По окончании работы все рисунки (по желанию детей) вывешиваются на доску.
Кто нарисовал свои желания, выберете себе карандаш любого цвета и закрасьте оставшуюся часть градусника-настроения.
Вам понравилось путешествие, где мы побывали, в какие игры мы сегодня играли?
Так что помогло нам вернуть Спокойствие в страну чувств? (уверенность, терпение, понимание, дружба, улыбка.)
Что еще может помочь приобрести Спокойствие – это расслабление, спокойная музыка, отдых, приятное занятие (например, рисование).
Ведущий : Хорошо. А теперь давайте скажем до свидания, до новых встреч!
Все вместе: До свидания, до новых встреч!
Создать у участников занятия ощущение завершенности занятия, позитивного настроя и желание встретиться снова.
Беседа.
Социально-коммуникативное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы. Речевое развитие Активизация речи детей. Позитивный настрой на следующие встречи.