Юлия Ероклинцева
Конспект НОД «В поисках Золотой рыбки» по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
Обучающие:
формировать умение называть животное, его признаки и действия, обогащая речь прилагательными и глаголами, развивать связную речь посредством составления дидактического синквейна, совершенствовать навыки составления простых предложений;
формировать умение определять родственные слова в цепочке слов и выделять лишнее, неродственное слово;
закреплять представления о морских обитателях
Темочки:
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Развивающие:
развивать умение составлять описательный рассказ о животном с опорой на схему, придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков и сравнении с использованием таблиц;
побуждать использовать в речи конструкции сложноподчиненного предложения;
упражнять в умении подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.
Воспитывающие:
воспитывать самостоятельность, познавательную активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.
Словарная работа:
активизировать в речи слова по теме «Морские обитатели»;
ввести в пассивный словарь: глубоководный аппарат, бортжурнал, прожектор, донные рыбы, балласт;
способствовать обогащению речи детей словами-обобщениями.
Интегрирующие области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, но что-то случилось! В нашей книжке пропали все картинки и слова. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Заколдовали.
(Картинка на экране телевизора «письмо» и звук письма)
Воспитатель: Ребята, нам пришло голосовое письмо!
Звук «Золотая рыбка»
Золотая рыбка: «Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я – Золотая рыбка. Морской царь поймал меня в сети и держит на самом дне синего моря. А я очень хочу вернуться в свою сказку, чтобы все страницы в книжке снова стали цветными. Помогите! Волшебная карта укажет вам путь!»
(Картинка на экране телевизора «Карта»)
Воспитатель: Теперь понятно. Пропала Золотая рыбка, и все картинки и слова в книжке исчезли. Надо ее спасать!
Воспитатель: Поможем Золотой рыбке?
Ответы детей: Поможем!
Воспитатель: Только карта какая-то странная. Ребята, как вы думаете, где искать Золотую рыбку?
Ответы детей: В море, в океане, на самом дне моря.
Воспитатель: Правильно, на самом дне синего моря. Эти поиски могут быть и интересными, и познавательными, ведь можно встретить различных морских обитателей. Но, вместе с тем, трудными и небезопасными. Я хочу проверить, готовы ли вы к такому путешествию.
Зачем мы отправляемся в это путешествие?
Нам нужно рассказать, зачем мы отправляемся в это путешествие. Но надо использовать определенные слова. «Я отправлюсь в путешествие для того, чтобы…», «Я отправлюсь в путешествие за тем, чтобы…», «Я отправлюсь в путешествие, потому что…»
Ответы детей:
…потому что Золотая рыбка попала в беду.
…чтобы посмотреть подводный мир.
…чтоб посмотреть, как там красиво.
…чтобы помочь Золотой рыбке вернуться в сказку.
…чтобы посмотреть на морскую жизнь.
…чтобы спасти Золотую рыбку.
Воспитатель: На чем можно отправиться спасать Золотую рыбку?
Ответы детей: На подводной лодке.
В акваланге.
В батискафе.
Воспитатель: Почему вы думаете, что на батискафе?
Ответы детей: Потому что батискаф может опуститься на самую большую глубину.
Воспитатель: Что такое батискаф?
Ответы детей: Это такой большой аппарат с иллюминаторами. Внутри него много приборов, чтобы наблюдать за морскими обитателями и изучать морское.
Воспитатель: А вот и наш батискаф.
(Показывает на столы)
Прошу занять свои места!
(Дети садятся)
Воспитатель: Батискаф спустился на воду!
Чтобы спасти Золотую рыбку, надо выполнить все задания. С каждым правильно выполненным заданием, наш батискаф будет погружаться все глубже и глубже. Мы будем следить за нашим погружением на мониторе.
(Батискаф выставляется на доске)
А чтобы запомнить все, что мы увидим в путешествии, будем заполнять бортовые журналы.
1 задание
Воспитатель: Чтобы начать погружение, нам надо хорошо слышать, чтобы не пропустить ни один сигнал под водой.
«Четвертый лишний»
Воспитатель: Я буду называть цепочки слов, а вы определите лишнее (неродственное) слово.
Вода, подводный, водяной, волк.
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Земля, земляне, земной, зима.
Рыба, рыбак, рыбий, рысь.
Глубина, глубинный, голубь, глубоко.
Кит, китовый, кот, китенок.
Дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий.
Море, морской, марка, моря.
Ответы детей:
Лишнее слово марка, потому что это не родственное слово.
Воспитатель: Справились с заданием, молодцы. Вы все прекрасно слышите и ни один сигнал не пропустите. Батискаф начал погружение.
(Картинка на доске)
Раз, два, три, мы идем, в мир волшебный попадем!.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг.
Что ты видишь милый друг?
Здесь прозрачная вода,
Плывет морской конек сюда,
Вот медуза, вот кальмар,
А вот это рыба-шар.
Вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
2 задание.
Воспитатель: Мы погрузились сейчас на самый верхний слой, не так глубоко.
(Передвигает батискаф)
Здесь светло и тепло. Как вы думаете почему?
Ответы детей: Потому что лучи солнца достают до первого слоя воды и прогревают его.
Звуки дельфинов.
Воспитатель: Кто это кричит.
Ответы детей: Это дельфин.
(Картинка на доске открывается.)
Воспитатель: Посмотрите, возникло животное и не одно. Кто это?
Ответы детей: Это дельфины.
(Картинка-схема на доске)
Воспитатель: Нам надо составить синквейн.
Синквейн про дельфина:
Дельфин
Веселый, добрый,
Ныряет, спасает, плавает.
Дельфин спасает тонущих людей.
Это морское животное.
Дети составляют синквейн про дельфина, дополняют картинку в бортжурнале.
(На карте на экране телевизора появляется изображение дельфина.)
Воспитатель: Наша карта оживает. На ней появился дельфин.
Звук кита.
(Картинка кита открывается на доске.)
Воспитатель: Посмотрите, а это что за чудо-великан по левому борту?
Ответы детей: Это синий кит.
Воспитатель: Давайте про него сочиним синквейн.
Синквейн про кита:
Кит
Большой, сильный
Плавает, дышит, погружается
Кит погружается на большую глубину.
Это млекопитающее.
Дети составляют синквейн про кита, дополняют картинку в бортжурнале.
(На карте на экране телевизора появляется изображение кита)
Воспитатель: Ребята, а дельфины и киты кто это?
Ответы детей: Это морские животные.
Воспитатель: Почему вы думаете, что это морские животные, а не рыбы?
Ответы детей:
Потому что у них нет чешуи.
У них нет жабр, а дышат они легкими.
У них рождаются детеныши, и они кормятся молоком.
Воспитатель: Мы правильно выполнили задание, и наш батискаф стал спускаться еще глубже, на средний слой.
(Передвигает батискаф)
Здесь уже темнее и вода прохладнее. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Потому что лучи солнца плохо достают до среднего слоя, и вода не прогревается.
(Картинка акулы открывается на доске.)
Воспитатель: Посмотрите, кто же к нам навстречу плывет?
Ответы детей: Акула.
3 задание
Воспитатель: Нужно составить загадку, используя таблицу.
Слева обозначение «Какая?», а справа «Но не похожа…»
Ответы детей:
Большая, но не кит.
Зубастая, но не пила.
Быстрая, но не стрела.
Кто же это?
Акула.
(Дети дополняют картинку в бортжурнале.)
(На карте на экране телевизора появляется изображение акулы)
Воспитатель: Значит, мы на правильном пути.
Плывем дальше.
(Картинка осьминога открывается на доске.)
Воспитатель: Нам навстречу какое-то животное. Кто же это?
Ответы детей: Осьминог.
Воспитатель: Про него мы тоже составим загадку, но таблица будет совсем другая. С левой стороны «Какой? Что делает?», а с правой – «На кого похож?» и «Кто делает так же?»
Ответы детей:
Меняет цвет, как хамелеон.
Прячется, как кот,
Плавает, как рыба.
Голова и восемь ног.
Кто же это?
Осьминог.
(Дети дополняют картинку в бортжурнале.)
Воспитатель: Замечательные получились загадки, и осьминог появляется на нашей карте.
(На карте на экране телевизора появляется изображение осьминога)
Воспитатель: Давайте посмотрим на морских обитателей поближе.
Физкультминутка «Подводный мир»
В море быстром, в море бурном
Быстро плавают дельфины.
Не пугает их волна,
Рядом плещется она.
Проплывает мимо кит
И дельфинам говорит:
Вы дельфины не шумите,
Рыбу быструю ловите.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо рыбкам уплывать.
Рыбки плавали, плескались
В теплой морской воде.
То погружались, то всплывали,
То зарывались в песке.
(Дальше воспитатель и дети разговаривают шепотом, сидя на корточках, ведь они на дне, а на глубине тишина)
Воспитатель: Как вы думаете, кто-нибудь живет на такой глубине?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы и проверим. А в помощь нам разрезные картинки. Мы их соберем и узнаем, кто же живет на самом дне.
(Раскладывает картинки)
Разрезные картинки «Кто живет на самом дне?»
Дети собирают три картинки: скат, рыба-удильщик, камбала.
Воспитатель: Кто живет на самом дне?
Ответы детей: На дне живет скат.
Воспитатель: Кто живет на самом дне?
Ответы детей: На дне живет рыба-удильщик.
Воспитатель: Кто живет на самом дне?
Ответы детей: На дне живет камбала.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что рыбы, которые живут на самом дне, называются донные. Давайте вместе скажем.
Ответы детей: Донные.
Воспитатель: Пора занять свои места.
Воспитатель: (Встает и говорит громким голосом) Занять всем свои места. (Дети садятся)
Погружение продолжается. Наш батискаф включил прожектор.
(Передвигает батискаф)
Мы оказались на самом дне. Как вы думаете, для чего батискаф включил прожектор?
Ответы детей: Потому что на дне темно и ничего не видно.
4 задание
Воспитатель: Нам надо составить рассказ о донных рыбах. В помощь нам будут мнемотаблицы.
(Открывается картинка на доске «скат».)
Ответы детей: Это скат. Он большой. У него есть голова, плавники и длинный хвост. Он темно-коричневого или черного цвета. Живет в океане или в морях. Питается мелкой рыбой. Он опасен, потому что у него в хвосте есть электрический ток.
(Дети дополняют картинку в бортжурнале.)
(На карте на экране телевизора появляется изображение ската)
Воспитатель: Посмотрите, скат появился на нашей карте.
(Открывается картинка на доске «рыба-удильщик».)
Ответы детей: Это удильщик. Он большой. У него есть голова, на голове глаза и светящийся ус, плавники. Он темно-коричневый. Живет в океане или в морях. Питается рыбой. Он опасен другим рыбам тем, что своим длинным выростом приманивает рыбку, и она оказывается у него в пасти.
(Дети дополняют картинку в бортжурнале.)
(На карте на экране телевизора появляется изображение рыбы-удильщика)
Воспитатель: Посмотрите, удильщик появился на нашей карте.
(Открывается картинка на доске «камбала».)
Ответы детей: Это камбала. Она большая. У нее есть голова, на голове два глаза на одном боку, плавники и хвост. Она темно-коричневого цвета. Живет в океане, в морях, и даже в реках. Питается мелкой рыбой.
(Дети дополняют картинку в бортжурнале.)
(На карте на экране телевизора появляется изображение камбалы)
Воспитатель: Посмотрите, и камбала появилась на нашей карте, значит, мы на правильном пути. Но что-то я сомневаюсь! Мы уже на самом дне! А где же Золотая рыбка?
(Картинка на экране телевизора «письмо» и звук письма)
Воспитатель: Ребята, тише!
Звук «Золотая рыбка» 2
Золотая рыбка: Ребята помогите мне выбраться из сети, выполните задание «Хорошо - плохо»!
5 задание
Воспитатель: Я знаю, что это такое!
(Дети выходят на ковер.)
Игра «Хорошо – плохо» с мячом
Воспитатель: Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать, море – это хорошо или плохо (опасно) и объяснять почему.
Ответы детей:
Море – это хорошо потому, что оно нам дарит рыбу.
Море – это хорошо потому, что по морю можно перевозить грузы.
Море – это опасно потому, что может возникнуть цунами, размером с девятиэтажный дом, оно сметает все на своем пути.
Море – это хорошо потому, что на море можно отдыхать.
Море – это опасно потому, что в море может затонуть корабль.
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно выполнили задание. Подойдем к иллюминатору.
(Дети изображают, что смотрят в иллюминатор.)
Воспитатель: Посмотрите, Золотая рыбка выбралась из сети.
(Картинка на экране телевизора «Золотая рыбка» и звук «Золотая рыбка» 3)
Золотая рыбка: Спасибо вам, ребята. Вы молодцы, выполнили все задания! Благодарю вас. Скоро все картинки и слова вернуться в книжки! А еще на берегу вас ждет сюрприз!
(Воспитатель меняет «заколдованную» книжку на настоящую.)
Воспитатель: Посмотрите, картинки вернулись в книжку!
Мы с вами находимся на морском дне, а на берегу нас ждет сюрприз. Занимайте свои места и начнем всплытие.
(Дети садятся.)
6 задание
Воспитатель: Чтобы начать всплытие, нам нужно избавиться от балласта. Игра «Скажи наоборот»
Ярко – тускло
Темно – светло
Глубоко – мелко
Далеко – близко
Медленно – быстро
Погрузиться – всплыть
Воспитатель: Батискаф не всплывает. Давайте оставим все трудное на морском дне. А возьмем с собой только то, что нам понравилось, запомнилось.
Ответы детей. (Рефлексия)
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось путешествовать с вами. Смотрите! Батискаф всплывает! (Передвигает батискаф)
(Картинка на экране телевизора «Одуванчики»)
Воспитатель: А вот и сюрприз от Золотой рыбки! (Достает игру-ходилку «Морское путешествие»)
Мы с вами обязательно в нее поиграем. А сейчас наше занятие окончено.