Гульназ Ризванова
Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы команда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сплотить педагогический коллектив детского сада.
Задачи:
Сформировать доверительное отношение в группе;
Объединение, сплочение коллектива;
Развивать умения работать в команде;
Создание работоспособности группы.
Формы и методы работы: комплекс упражнений разработан для воспитателей.
Тренинг проводится во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10 – 15 воспитателей.
Публикация «Тренинг на сплочение педагогического коллектива „Мы команда!“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Материал: ватман, фломастеры, мелки, клей, спокойная музыка, 2 веревки, шарф, бумага, тарелка с водой; игрушка,
Ожидаемые результаты:
Воспитатели лучше узнают друг друга;
Улучшится качество взаимодействия между воспитателями;
Увеличится работоспособность группы;
У педагогов сформируется умение работать в команде;
Улучшится психологический климат в коллективе;
Повысится сплоченность педагогического коллектива.
Ход тренинга:
- Здравствуйте, уважаемые участники тренинга.
Сегодня мы попробуем ближе узнать друг друга, постараемся снять внутренние барьеры, показать свои способности, снять тревожность и просто расслабиться, зарядиться позитивной энергией.
Несколько лет назад Вы вступили в удивительную страну маленьких детей, согласились окунуться в мир удивительного детства. Мы все, когда то были детьми, давайте не надолго оторвемся от реальности и вернемся в мир детства.
Предлагаю всем встать в круг и вспомнить, как вас в детстве называли ваши близкие, когда вы были детьми. Например: меня зовут …, а в детстве меня называли «…».
Все вы знаете, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Вот и я хочу вам предложить немножко поиграть.
Первое упражнение, которое я хочу вам предложить, - разминка. Оно поможет нам немного активизировать свои силы, включиться в работу.
Упражнение-раскрепощение «Дотронься до.»
Ведущий: «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и т. д. Игра проходит быстро и весело.
ГОВОРЯЩИЕ РУКИ
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1. Поздороваться с помощью рук.
2. Побороться руками.
3. Помириться руками.
4. Выразить поддержку с помощью рук.
5. Пожалеть руками.
6. Выразить радость.
7. Пожелать удачи.
8. Попрощаться руками.
Обсуждение:
• Что было легко, что сложно?
• Кому было сложно молча передавать информацию?
• Кому легко?
— Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Упражнение «Семья».
Каждая команда получает карточку с заданием, изображая семейный портрет.
- «Царская семья»
- «Семья всемирно известного ученого»
- «Новые русские»
- «Семья кинозвезды».
Затем каждая команда по очереди представляет свой портрет, а остальные участники, пытаются угадать, какая семья изображена на «фото».
Упражнение «Лабиринт»
Цель: сплотить коллектива, определение ролей руководителей и подчиненных, преодоление внутренних страхов.
Атрибуты: длинные веревки (2 шт., шарф.
Задание: веревки разлаживаются на полу виде извилистой тропинки. Тропа символизирует жизнь человека: начало – его рождение, детство, конец – его взрослая жизнь. Первому участнику необходимо пройти закрытыми глазами между веревками от начала до конца, не делая заступов. Остальные участники помогают ему с помощью словесных указаний, но не прикасаются к нему.
Всем остальным участникам необходимо пройти тот же самый путь, но за ограниченное время. Участник, сделавший 5 заступов, начинает задание снова.
Упражнение «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Анализ упражнения:
1. Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Упражнение «Город-дерево-собака» - Задания на взаимодействие
Цель: Развивать умения действовать слажено.
Реквизит: лист ватмана, маркеры или фломастеры, поверхность для рисования.
Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за ОДИН маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе один из элементов, чтобы получился рисунок «город-дерево-собака». Участники действуют одновременно, разговаривать между собой запрещено. Оценивается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность коммуницировать, подчиняться, управлять, действовать совместно в условиях дефицита ресурсов.
- Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи".
Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти "мед" - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать "ящерицу" - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их король подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король приближается к "ящерице", тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваш король. Тогда вы легко сможете ему помочь: громко жужжать или шипеть при его приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права говорить.
После игры можно провести анализ:
Твоя группа хорошо помогала королю?
Как вы взаимодействовали друг с другом?
Как ты чувствовал себя в роли короля?
Что для тебя было самым трудным в этой роли?
Ты остался доволен своими подданными?
Как вы считаете, губку и карандаш искать одинаково легко?
Упражнение «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы. Узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасный цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он - точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
Упражнение «Прекрасный сад»
Ход: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении. Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Заключение.
Упражнение «До встречи» (все участники стоят по кругу).
- У меня в руках волшебное солнышко. Оно дарит вам тепло, радость, удачу, счастье, любовь. Вы, передавая его друг другу, должны высказать свои впечатления о тренинге, о том, что происходило, поделиться своими мыслями и, конечно, высказать свои пожелания в адрес своих коллег.
- Тренинг закончен. Всем вам большое спасибо, мне приятно было с вами работать. Надеюсь, что все поставленные цели на сегодняшнем занятии мы реализовали, успехов вам в профессиональной деятельности!