Ольга Сергеевна Арефьева
Тренинг на сплочение коллектива «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование коллективного взаимодействия, развитие доверия, интереса, снятие напряжения.
1. Введение
Старший воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проводим практическую встречу, цель которой – сплочение нашего коллектива. Чтобы сделать встречу более эффективной, мы будем соблюдать следующие правила:
• Закон «Ноль-ноль», предусматривающий своевременное начало встречи, его окончание и столь же своевременное возвращение в аудиторию после перерыва.
• Обращение друг к другу на «ты».
• Работа «от и до».
Публикация «Тренинг на сплочение коллектива „Мы вместе“» размещена в разделах
• Конфиденциальность информации, обсуждаемой в группе, ее закрытость для обсуждения за пределами тренинговой ситуации.
• «Здесь и сейчас». Наибольшую ценность имеют состояния, опыт переживаний и отношений, которые рождаются непосредственно в групповом взаимодействии. Прошлого не изменить, но можно глубоко и ярко прожить настоящее, взяв лучшее в будущее.
Дополнительные правила работы.
• Все высказывания должны идти от своего имени: «Я считаю», «Я думаю», а не «Все сейчас думают», «Большинство из нас.» и т. д.
• Обращение к другому участнику или рассказ о нем «ты сказал», а не «Маша сейчас говорила».
• Высказывания в отношении других членов группы не должны содержать в себе оценки. Допускается и поощряется обратная связь в виде описания поведения, выражения собственных чувств по поводу этого поведения, но не оценки личности.
• Активное участие в работе: если есть желание сказать, это нужно сделать, даже если неловко, страшновато, не хочется затягивать обсуждение. Но у участников тренинга есть и право помолчать, не принимать участия в упражнении, если это продиктовано внутренним состоянием.
• Право говорить и обязанность слушать есть у каждого члена группы. Не допускается монополизировать дискуссию, лишать других возможности принять участие в обсуждении. Любой участник может высказаться и должен дать возможность другим быть услышанными и понятыми.
2. Знакомство.
Старший воспитатель: Несмотря на то что мы уже с вами знакомы, мне хотелось бы что бы каждый из вас представился, назвал имя и личное качество, начинающееся на первую букву вашего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».
(Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество)
3. Упражнение «Приветствия в разных странах».
Участники образуют круг.
Старший воспитатель: в разных странах обычаи приветствия очень отличаются друг от друга, сейчас мы с вами познакомимся с традиционными приветствиями, после каждого приветствия внутренний круг остается на месте, а внешний перемещается по часовой стрелке на ход, итак:
Немцы – пожимают руки
Полинезийцы – трутся носами
Японцы – кланяются
Латиноамериканцы – обнимаются
Французы – целуют друг друга в щеки
Северная Америка – прикладывают ладонь ко лбу, губам, груди
Замбези – хлопают в ладоши
Самоа – обнюхивают
4. Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от техникума, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
5. Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Цель фазы: Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.
6. Упражнение «Вавилонская башня»
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 3 команды. По 7 человек. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т. д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
7. Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
8. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
9. Диагностика психологической атмосферы в группе
Участникам выдаются бланки для заполнения.
Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак * (звездочка) ближе к тому признаку, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.
1. Дружелюбие – Враждебность
2. Согласие – Несогласие
3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
4. Продуктивность – Непродуктивность
5. Теплота – Холодность
6. Сотрудничество – Несогласованность
7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
8. Увлеченность – Равнодушие
9. Занимательность – Скука
10. Успешность – Безуспешность
10. Обсуждение тренинга
Участники, сидя на стульях в кругу, делятся своими впечатлениями