Татьяна Бревнова
Семинар-практикум для педагогов «Сплочение педагогического коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов
На тему: «Сплочение педагогического коллектива»
Подготовила воспитатель:
Бревнова Т. С.
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Сплочение педагогического коллектива“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Задачи тренинга: Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный нами тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
- формирование благоприятного психологического климата;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы;
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитатели лучше узнают друг друга.
2. Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.
3. Увеличится работоспособность группы.
4. У педагогов сформируется умение работать в команде.
5. Улучшится психологический климат в коллективе.
6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.
Ход тренинга
- Приветствие членов тренинговой группы
«В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего…» Эти слова принадлежат английскому писателю, художнику, литературному критику и поэтуДжону Рескину.
Чем больше вы сможете найти общего между собой, тем сплоченней будет ваш педагогический коллектив.
Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все Вы нуждаетесь в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Сегодня мне бы хотелось, чтобы вы немного побыли вместе, вне работы, проблем, постарайтесь получить удовольствие от общения друг с другом.
1) Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
Анализ упражнения:
1. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
2. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта
2) Упражнение «Цепочка»
Время: до 10 минут.
Ход упражнения
Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на уровне пояса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжите движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного неведомого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, не забыли) и продолжаем ходьбу.
Упражнение заканчивается по хлопку или свистку тогда, когда все пары и группы соединятся в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз!
— Встреча за встречей, вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надежность рук. А теперь откройте глаза.
Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество!
Притча
Стоял колодец посреди деревни.
Водою родниковой всех поил.
Ведро с верёвкой в нём служили верно,
Ему «спасибо» каждый говорил.
В какой-то день ведро забунтовало.
Кричит верё вке: - Отцепись, репей!
Всю жизнь свободы ты мне не давала!
Пусти! Быть без тебя хочу теперь!
Верёвка тут же мигом разорвалась.
Ведро в колодец сорвалось на дно.
Достали. А верёвки, что остались,
Связать концами было решено.
Мешает узел тот теперь в колодце.
Зацепится – и из ведра ручей.
Вот так и с дружбою: коли порвётся,
Как ни свяжи – мешает узел ей.
Обсуждение:
- что символизируют колодец, ведро и веревка?
- как вы думаете, легко ли восстановить отношения если, они разорвались?
- почему? Что мешает?
Рефлексия
У меня к вам пожелание, всегда думайте о последствиях ваших слов и действий, вдруг они могут кого -то обидеть, причинить боль! И как приятно, когда ваши слова несут другим радость и хорошее настроение, давайте пожелаем друг другу всего самого хорошего. Возьмите в ваших файлах зеленые листочки и ручки, напишите пожелание соседу (пусть это будет что-то приятное, написав, сложите записки и передайте их соседу справа. Развернуть записки можно будет, когда вы напишите. Прочитайте, улыбнетесь и вспомните это занятие.
3) Упражнение «Снежный ком».
Цель: снизить эмоциональное напряжение.
Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.
Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.
4) Упражнение «Самоанализ».
Цель: развивать умение самоанализа.
Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?
Ритуал прощания
Разделить коллектив на два лагеря. Одни -психологи, вторые –клиенты. Первая группа (психологи) слушает внимательно и запоминают задание. Задание для психологов: -пригласить клиента к себе на колени, обнять, тихим ласковым голосом говорить тёплые нежные слова, которые сами бы хотели услышать. Клиент при этом сидит расслабленно, с закрытыми глазами. Затем меняются местами, психологи становятся клиентами. Задание для второй группы: говорить слова, которые в детстве слышали от своих мам.
Обсуждение.
5) Упражнение «Чему я научилась».
Цель: рефлексия (обратная связь)
Задание: дописать неоконченные предложения
- Я научилась….
- Мне понравилось…
- Я узнала, что….
- Я была удивлена тем, что….
- Я была разочарована тем, что….
- Самым важным для меня было….
Обсуждение по кругу.
заключение
Дорогие коллеги, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству!
Список литературы:
1. Вачков, И. В. Основы группового тренинга. – М. : Ось-89, 2000.
2. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Речь, 2007. — 224 с: ил.
3. Старшенбаум, Г. В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб. : Речь, 2012. — 416 с.
4. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).
5. ЧикерВ. А. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч. -ред. — (Психологический тренинг) – М. : Речь, 2011. – 368 с.
Список литературы:
6. Вачков, И. В. Основы группового тренинга. – М. : Ось-89, 2000.
7. Монина, Г. Б., Лютова-Робертс, Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб. : Речь, 2007. — 224 с: ил.
8. Старшенбаум, Г. В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб. : Речь, 2012. — 416 с.
9. Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).
10. ЧикерВ. А. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч. -ред. — (Психологический тренинг) – М. : Речь, 2011. – 368 с.