Лариса Михеева
Семинар-практикум для педагогов «Сплочение педагогического коллектива. Адаптация сотрудников в новом коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сплотить педагогический коллектив, формирование отношения к людям по их личностным качествам.
Задачи:
1. Снять эмоциональное напряжение, повысить настроение.
2. Развивать чувство сотрудничества и коллективизма.
3. Тренировать навыки совместной деятельности педагогов.
4. Повысить уверенность в себе у педагогов.
5. Повысить взаимопонимание между педагогами.
6. Выявить организаторские, творческие, интеллектуальные способности молодых специалистов, присвоить звание «педагог».
Время проведения: 45 мин.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Сплочение педагогического коллектива, Адаптация сотрудников в новом коллективе“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Категория участников: педагогические работники.
Материалы: компьютер, экран, карточки с заданием, памятки, презентация.
Ход работы:
Ведущий: (Слайд 1) Уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи «Сплочение педагогического коллектива. Адаптация сотрудников в новом коллективе». Хочется надеется, что наша встреча даст Вам новые эмоции, поднимет настроение, снимет эмоциональное напряжение, может что-то для себя узнаете новое, а с чем-то поспорите. Прошу Вас активно участвовать в работе, высказывать свою точку зрения, будьте отрыты и добродушны.
Ст. воспитатель: (Слайд 2) Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас необычное мероприятие. В нашем коллективе с недавних пор начали работать три молодых специалиста. Чтобы поддержать их на педагогическом поприще, выявить их организаторские, творческие, интеллектуальные способности, мы сегодня примем их в педагоги. Молодые педагоги очень волнуются, поэтому я попрошу вас поддержать их, прийти, если это понадобится на помощь. А сейчас аплодисментами встретим наших молодых воспитателей:
Паутова Татьяна Николаевна,
Южакова Ксения Михайловна (под веселую музыку выходят молодые специалисты).
Мы приветствуем сегодня
Молодых своих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас сегодня на дошкольный
Привела она порог.
Свои первые занятия
Вы успешно провели
И чему-то научили,
И увлечь детей смогли.
Вы теперь достойны чести
Называться «педагог».
Вот и первый ощутимый
Всем стараниям итог.
А теперь настало время с вами познакомиться. Представьте, пожалуйста, каждый свою визитную карточку «Расскажи нам о себе» (педагоги представляют себя).
Теперь Вашему вниманию предлагаю поиграть (Слайд 3) упражнение «Откровенно говоря», каждому из вас нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (педагоги вытягивают карточки с предложениями и выполняют задание).
Карточки:
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходит заведующий…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда мне делают замечания на работе…
Откровенно говоря, когда мне не дают премию…
Откровенно говоря, когда я опаздываю на работу…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятию…
Откровенно говоря, когда я провожу занятия …
Откровенно говоря, когда мне делают замечания родители …
Откровенно говоря, когда я вижу утром недовольных родителей ….
Откровенно говоря, когда я долго не могу уснуть
Откровенно говоря, когда я на работе нервничаю, то …
Откровенно говоря, когда мне грустно, то ….
Откровенно говоря, когда я вижу несправедливость, то
Откровенно говоря, когда меня хвалят коллеги, то ….
Откровенно говоря, когда я вижу, что плачут дети, то ….
Откровенно говоря, когда мне тревожно, …
Целью данного упражнения было осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания, упражнение должно помочь осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Ведь у новых сотрудников возникают трудности с адаптацией к новому коллективу, налаживанию контактов, приобретение опыта и т. д. А у стажистов, у педагогов опытных со временем появляется такая проблема, как эмоциональное выгорание.
(Слайд 4) Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени.
Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Согласно статистическим данным синдром эмоционального выгорания появляется: у 20% педагогов - со стажем от 1 до 3 лет, у 30% педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет, у 50 % - со стажем от 15 до 20 лет.
Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, забывает или не успевает. Усталость и стресс накапливаются. Возникает ощущения тупика, одиночества, не удается быстро восстанавливаться, учащаются заболевания, многие из которых переходят в хроническую стадию.
Но самое главное в этой ситуации – понять: самое важное в этой жизни – это мы сами, наше здоровье тела и здоровье духа. Именно такими – здоровыми, счастливыми, веселыми, самодостаточными хотят нас видеть самые дорогие люди на Земле – семья, дети. Следовательно, стоит остановиться, посмотреть на себя со стороны, отбросить мысли о безнадежности попыток, о том, что «все равно ничего не выйдет, и все-таки сделать то, что мы всегда откладываем «на потом», «до лучших времен». И, может быть, это самое событие изменит в лучшую сторону всю вашу жизнь.
Послушайте одну притчу «Спасти одну звезду».
(Слайд 5)
Эпиграф. Говорят, одна ласточка не делает весны; но неужели от
того, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, которая чувствует весну, а дожидаться?
Так дожидаться надо тогда всякой почке и травке, и весны не будет
(Лев Толстой).
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
-Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
-Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
-Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд. Берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
-Нет, мои попытки изменят очень много…для этой звезды.
Вопросы для размышлений:
- Кого или что можно назвать "морской звездой", которую вы хотели бы спасти?
- Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти» то, что Вы делаете?
- К какой цели вы сейчас стремитесь?
- На какие небольшие задачи ее можно разбить?
- Что Вы намерены делать каждый день, чтобы достичь цели?
- Что случиться, если Вы опустите руки хотя бы на день? Сколько «звёзд» вы не успеете за это время спасти?
- Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь - и завершить его?
- Как вы поняли эту притчу? В чем ее смысл? Каждый человек пусть сделает мир вокруг себя лучше и тогда жизнь планеты изменится в лучшую сторону. Мальчик не просто бросал морские звезды в море от “нечего делать”, он, в таком юном возрасте, уже понимал, что надо делать добро. Пусть даже это будет “капля в море”, но это гораздо лучше полного равнодушия. Думаю, многим взрослым стоило бы у него поучиться. Если мы можем помочь одному – это уже очень много! Нельзя опускать рук! Нужно бороться за каждого, даже очень маленького!
Эпилог.
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах. (Сэмюэль Джонсон, 1709-1784, английский писатель и мыслитель).
А теперь, давайте встанем в круг и дадим напутственное слово, по профилактике эмоционального выгорания молодым специалистам.
Примите музыкальные пожелания (Видео слайд – Поздравление Друзьям).
Далее предлагаю выполнить упражнение «Крокодил» (Слайд 6).
Для этого педагоги делятся на две команды, каждой команде предлагается вытащить карточку с пословицей и с помощью жестов и мимики донести до другой команды смысл пословицы (Педагоги вытягивают карточки с предложениями и выполняют задание).
Пословицы:
- «Яблоко от яблони не далеко падает»;
- «Не плюй в колодец – потом придется воды напиться»;
- «У любопытной Варваре на базаре нос оторвали»;
- «Куй железо, пока горячо».
Вопросы для обсуждения:
- Скажите, насколько легко передавать другому человеку какую-либо информацию?
- Что вам мешало?
- Как вы думаете для чего это упражнение?
Целью данного упражнения было развитие чувство сплочения, умение понимать вербальные и невербальные сигналы.
(Слайд 7) Перейду к такому понятию психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом зачахнуть. То же самое можно сказать о климате в коллективе : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед».
(Слайд 8) Далее Вашему вниманию предлагаю выполнить более творческое задание, которое также продемонстрирует вашу коллективную работу и выявит творчество молодых специалистов, называется упражнение «Сочиняем стихи» (Педагоги делятся на подгруппы, раздаются карточки со стихами, педагоги сочиняют концовку).
1. Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак …
2. Я решила похудеть,
Села на диету…
3. После смены я решила
Быстренько уйти домой…
4. Родители часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…
(Слайд 9) Коллаж «Условия эмоционального комфорта».
Материалы: журналы, ватман, ножницы, клей, скотч, фломастеры, цветные карандаши.
Инструкция: Участники делятся на две группы. Задача первой группы – создать коллаж, пожелания об условиях эмоционального комфорта на работе. Задача второй группы – та же, создать коллаж, пожелания об условиях эмоционального комфорта дома, в семье. По окончанию работы проходит презентация проектов и напутствие молодым педагогам.
(Слайд 10) Игра «Доверяйся другу».
Ст. воспитатель: Итак, последний и самый ответственный на сегодня конкурс. Основной вид деятельности дошкольников – игра. Ваша задача провести игру, но не с детьми, а с педагогами.
Я предлагаю вам тоже поиграть со мной в игру, которая называется «Доверяйся другу». Игра на развитие коммуникативных качеств. Правила таковы: группа из трех человек встает друг за другом «паровозиком», держат впереди стоящего за талию. Двое впереди стоящих закрывают глаза, тот, кто стоит сзади управляет своими товарищами, так чтобы ваша команда не с чем не столкнулась. Т. е. вы должны довериться другому.
(Слайд 11) Упражнение «Я даю коллективу».
Цель: способствовать сплочению группы.
Инструкция педагога-психолога : (Участники встают в круг. Педагог-психолог держит в руках игрушку «Солнце»).
Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – все это очень важно для коллектива. Сейчас мы будем передавать это солнышко – символ тепла и света. Тот, кто пожелает, может сказать о своем вкладе в коллектив, начиная со слов «Я даю коллективу …».
Вывод: (Слайд 12) Благодарю Вас за Вашу работу и хочу подвести итог. Существует китайская поговорка: Расскажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь».
Человек усваивает:
10% - того, что слышит,
20 % - того, что видит,
30 % - того, что сам переживает,
40 % - того, что сам делает.
Все люди разные, но в чем-то они похожи. Это здорово, что мы воспринимаем мир с разных точек зрения и умеем понимать друг друга. Все мы – частичка одной мозаики. Если мы поворачиваемся друг к другу своей хорошей стороной и своим хорошим настроением, то картина получится яркой и красивой.
Ст. воспитатель: (Слайд 13) Вот и закончились все испытания, вы молодые педагоги достойно с ними справились.
Вот у нас и пополнение
В нашем деле непростом.
Мы желаем Вам терпения,
Бесконечного притом.
Станьте детям лучшим другом
И сумейте все успеть:
Научить, внушить, заставить
И при том не надоесть.
Да, еще бы вам зарплату,
Чтоб хватило на еду,
А излишки – на поездку
К морю, пальмам, какаду.
Чтоб фортуна улыбалась,
Чтоб хоть чудом, но везло.
Чтоб от бед оберегали
Дошкольных стен уют, тепло.
И дипломы вам на память
В жизни будет свет и тень,
Но подольше постарайтесь
Этот важный помнить день.
Для вручения дипломов и поздравления приглашается заведующий детского сада Медведь Т. Г.
(Видео слайд – Поздравление). Примите от нас Цветочное поздравление.
(Слайд 14) На память всем педагогам мы бы хотели подарить памятку: «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ».