Римма Москаленко
Тренинг для педагогов «Взаимодействие педагога с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход тренинга
1. Корзина с предсказаниями
Цель: создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального фона.
Участникам предлагается вытянуть из корзины одну из записок с предсказанием, и узнать, что ждет их в ближайшее будущее. Эти «пророчества» могут быть разными, но обязательное условие - всегда положительными.
2. Дискуссия: «Я и родители моей группы»
Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой»)
Публикация «Тренинг для педагогов „Взаимодействие педагога с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске).
3. Игра «Молекулы»
Цель: эмоциональная разрядка, разделение на группы.
Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».
4. Упражнение «Портрет трудного, портрет приятного родителя»
Цель: Вербализация отрицательных эмоций, психологическая разгрузка.
Воспитателям предлагается в группах по 4-5 человек создать обобщенный словесный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства, а затем портрет «идеального» родителя.
Обсуждение:
1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие чувства Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
4. А много ли в вашей группе родителей, с которыми приятно взаимодействовать?
5. Что вам, как педагогам дает общение с такими родителями?
5. Мини-лекция:
Искусство общаться - один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. В процессе общения педагога и родителей важно все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от собеседника. Помните: ведущая роль в диалоге принадлежит педагогу - он профессионал и официальный представитель образовательного учреждения.
«Лучший комплимент родителям — похвала успехов их ребенка».
Помните:
Главная цель взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Именно установка на сотрудничество является конструктивной.
При всяком удобном случае демонстрируйте родителям симпатию к их ребенку и живой интерес к его проблемам. Любую строгость вам простят, если убедятся, что она основана на доброжелательном отношении.
Если чувствуете, что назревает конфликтная ситуация, наносите "опережающий удар". Связывайтесь с родителями, выражайте озабоченность и заинтересованность судьбой их ребенка; предлагайте варианты выхода из ситуации - но обязательно давайте возможность проявить встречную инициативу, сделать выбор. Пусть родители станут вашими союзниками.
Не позволяйте родителям обвинять вас во всех сложностях, которые возникают у ребёнка. Признайте свою ошибку, если вы ее допустили, но не берите на себя ответственность за чужие проступки. Продемонстрируйте родителям готовность содействовать им в решении проблем. При возникновении сложностей в обучении или поведении не обвиняйте в этом только ребенка и родителей. В любом конфликте виноваты обе стороны.
6. Проигрывание проблемных ситуаций (по парам)
Цель: расширение поведенческого репертуара педагогов в проблемных ситуациях.
o Ситуация: Воспитатель должен пойти утром в поликлинику на прием к специалисту. Его замещает новый педагог, который недавно пришел в коллектив, не знает родителей и детей, а также особенностей группы. Педагог зашел утром в группу решить какой-то вопрос и уже уходит, так как приближается время визита к врачу. А мама самого активного воспитанника, появляется в дверях со словами: «Вы хотели побеседовать со мной о поведении сына. Сейчас у меня есть время. Вообще я считаю, что Вы к нему несправедливы»;
o Ситуация: Рабочий день воспитателя подходит к концу, остается всего 10 минут, звонит мама одного из воспитанников и говорит, что сильно задерживается, стоит в пробке.
o Ситуация: У воспитателя сильно болит голова, он сильно устал за день. Вечером, ближе к шести приходит родительница, явно в плохом расположении духа (проблемы дома, на работе, день не удался, и явно провоцирует воспитателя на конфликт, придираясь ко всяким мелочам.
o Ситуация: Мама пришла за ребенком, и в раздевалке неоправданно жестко ведет себя с ним, кричит, замахивается на него. Эту картину наблюдают и другие дети, воспитатель понимает, что такое обращение с ребенком незаслуженно и недопустимо.
o Ситуация: Воспитателю нужно обязательно переговорить с родителем на какую-то очень важную тему, именно сегодня, а у мамы явно нет времени на разговоры, она в впопыхах собирает ребенка и уже вот-вот собирается выходить.
Задача воспитателя – решить все вопросы по существу за определенный, короткий срок.
7. Упражнение на релаксацию
«Игра с песком» (на напряжение и расслабление мышц).
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать руками). повторить игру с песком 2-3 раза.
8. Рефлексия
Вопросы:
Что вам понравилось сегодня?
Что было интересным и нужным именно для вас? И т. д.