Ольга Кочиева
«Тренинг креативности». Работа педагога-психолога с воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознание воспитателями креативности в себе и ее развитие.
Задачи:
• развитие беглости мышления;
• развитие скорости извлечения информации из памяти;
• снятие психоэмоционального напряжения;
• развитие гибкости мышления;
• развитие оригинальности мышления;
• развитие воображения.
Содержание:
1. Вступление
2. Знакомство
Публикация «„Тренинг креативности“, Работа педагога-психолога с воспитателями» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
3. Игра «Апельсин»
4. Упражнение «Цвет»
5. Упражнение «Воздух, земля, вода»
6. Упражнение «С О Л П»
7. Упражнение «Приметы»
8. Упражнение «Путешествие»
9. Упражнение «Обратная связь»
10. Рефлексия.
Оборудование: мяч, листы бумаги, ручки, секундомер или часы, стулья для каждого участника.
1. Вступление.
Уважаемые коллеги! Я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления являются одним из способов преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Сегодняшняя встреча будет полностью посвящена вам. Возможно, вы не сможете применить предложенные игры и упражнения в повседневной работе, однако с их помощью, надеюсь, вспомните или ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.
Итак, начинаем.
2. Знакомство.
Каждый участник по очереди называет свое имя и одно присущее ему качество, начинающееся на ту же букву, что и его имя.
3. Игра «Апельсин».
Участники группы стоят в кругу. У ведущего в руках мяч.
Цель: упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.
Инструкция: «Давайте, вообразим, что это (ведущий показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе».
Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения ведущий побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте работать быстрее».
Также ведущий обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае тренер может сказать : «Появилась новая область – страна-производитель».
4. Упражнение «Цвет».
Участники группы стоят в кругу. У ведущего в руках мяч.
Цель: развитие гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т. д.
Инструкция: «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч и называть какой-либо цвет, а когда ловим – предмет такого цвета. Условие – нельзя повторяться».
5. Упражнение «Воздух, земля, вода».
Участники группы стоят в кругу. У ведущего в руках мяч.
Цель: развитие беглости мышления.
Инструкция: «Мы бросаем друг другу мяч, бросающий произносит одно из трех слов: «воздух», «земля» или «вода», а тот, кто ловит, если прозвучало слово «воздух», произносит наименование птицы, во втором случае («земля») – животного, если же было сказано «вода» - рыбы. Реагировать нужно быстро».
6. Упражнение «С О Л П». Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.
Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.
Инструкция: «Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: С О Л П. По моему сигналу мы начнем работу : вам необходимо составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву С, второе – на букву О, третье – на Л, четвертое на П. Например, «Саша очень любит петь». Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».
Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
Важно, чтобы воспитатели получили позитивные эмоции (от озвучивания «перлов» некоторых участников, почувствовали безграничные возможности своих творческих способностей даже ограниченные рамками четырёх букв.
7. Упражнение «Приметы»
Участники группы стоят в кругу. У ведущего в руках мяч.
Цель: развитие гибкости, оригинальности мышления.
Инструкция: «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож – придет мужчина, а упала вилка – придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Бросая мяч, надо сказать, что упало, например: барабан, монетка и т. д.
Тот, кто ловит мяч, говорит, кто придет, и, если у остальных появляются вопросы, объясняет, почему это происходит. Делать все постараемся как можно быстрее».
В процессе выполнения упражнения ведущий поощряет неожиданные, оригинальные идеи.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключались основные трудности?
2. Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?
3. Что помогало справляться с поставленной задачей?
8. Упражнение «Путешествие».
Участники группы стоят в кругу. У ведущего в руках мяч.
Цель: развитие гибкости, оригинальности мышления.
Инструкция: «Бросающий мяч говорит, где окажется тот, к кому мяч летит. Можно направлять участников в самые необычные, даже фантастические места – в шкаф, в Атлантиду, на дерево и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. Повторять места, где побывали другие, нельзя».
9. Упражнение «Обратная связь».
Цель: развитие ассоциативных механизмов, умение давать обратную связь.
Инструкция: «Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). За 2 мин вспомните все, что он говорил, делал при выполнении заданий, как себя проявлял. Вспомните чувства, которые у вас возникали по отношению к этому человеку».
Через 2минуты: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый по очереди пусть расскажет своему соседу возникшее у него описание».
10. Рефлексия происшедшего в тренинге.
Участники осознают качественные изменения, которые произошли с ними в ходе тренинга.
Что дала вам тренинговая работа?
Произошли ли в вас какие-либо изменения?
Как можно использовать приобретенные навыки в работе, повседневной жизни?
Окончание встречи.