Наталья Жеглова
Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей «Формирование целостной картины мира у детей раннего возраста через развивающие и адаптивные игры»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей в процессе формирования целостной картины мира у детей раннего возраста.
Задачи:
1. Стимулировать сенсорное развитие детей через развивающие и адаптивные игры.
2. Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижения тревожности.
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
3. Стимулировать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности.
4. Обучать приемам релаксации.
Материал: мячи разных размеров, куклы, поднос с манной крупой, орех, кусочки меха и наждачной бумаги, пемза, камешек, бутылочки, бумажные кораблики, прищепки, счетные палочки, пуговицы, миска с фасолью, бусинки, варежка, чудесный мешочек, таз с теплой водой, коктейльные трубочки.
Ход семинара
Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать сегодня на нашем семинаре. Для того, чтобы наше общение и взаимодействие было более эффективным, я предлагаю познакомиться. Пусть каждый из вас представиться, назовет имя своего малыша и немного о нем расскажет. Если позволите, я начну. Меня зовут Наталья. У меня есть дочка Евгения, она учиться в 10 классе, она у меня очень любознательная, много читает и любит рисовать. Теперь передавая по кругу мяч, представьтесь вы.
Родители представляются и рассказывают о своих детях.
Психолог. Посмотрите друг на друга. Мы с вами все разные, но чем – то схожи. Есть что – то, что нас объединяет: интересы, привычки, жизненные обстоятельства.
Нас объединяет и то, что ваши дети пошли в детский сад. Кажется, еще совсем недавно родился ребенок, пролетел самый первый не спокойный год его жизни, появился первый зуб, сделан первый шаг, произнесено первое слово. А сегодня вы ведете малыша в детский сад. А вы помните свой детский сад? Первую воспитательницу, ребят, первые игры и любимую игрушку.
Я предлагаю вам сейчас погрузиться в детство. Для этого сядьте по удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в то время, когда вы были маленькими. Теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья такие высокие, что кажется, своими верхушками они достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето: какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку.
У вас получилось представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете?
(ответы родителей фиксируются на ватмане)
(беззаботности, спокойствия, радости, восторга)
Психолог. Снова закройте глаза. Представьте, что мама привела вас в детский сад. Вы заходите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет, зовет свою маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку… А мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чем подумали?
(ответы родителей фиксируются на ватмане)
(страха, тревоги, опасности)
Психолог. Малыш, оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребенок переживает «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Привыкание к детскому саду – процесс не простой. И помочь ребенку в этот период помогут только близкие ему люди. Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Такой деятельностью является для детей раннего дошкольного возраста – игра.
Как вы думаете, что дает ребенку игра?
Ответы родителей
Психолог Игра дает ребенку удовольствие, общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, знакомиться с нормами и правилами жизни.
Давайте немножко поиграем. Игра называется «Ветер дует на …»
Итак, ветер дует на тех:
- у кого сейчас хорошее настроение;
- кто читает книги по воспитанию детей;
- кто уделяет общению с ребенком больше 30 минут в день;
- кто любит рисовать;
- Кто придумывает для ребенка интересные игры;
- кто любит поваляться, повозиться с ребенком.
Игра – возня – это игра, необходимая для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их шумными и не приносящими пользы. Но даже такая не замысловатая игра учит детей взаимодействовать друг с другом, управлять своим телом, выплескивать эмоции. В раннем возрасте формируется образ «телесного Я». Пусть ребенок знакомиться с окружающим миром – кувыркается, смотрит, щупает.
Посмотрите: у меня есть большой мяч. Какой он формы? Цвета? Величины?
Покажите рукой форму мяча.
Родители рисуют круг в воздухе одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
Как мы играем с детьми?
Предлагаем детям сесть вокруг мяча, положит на него свои ладони и рассказать про него стихотворение.
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался в скачь?
Все садятся вокруг мяча и кладут на него ладони
А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Посмотрите на свою одежду и скажите какого они цвета?
воспитатель показывает игры с мячом
Психолог Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств, а особенно через тактильную чувствительность пальчиков и ладошек.
Посмотрите, что я вам принесла. У меня есть грецкий орех, шишка, гладкое яйцо, кусочек меха, ребристый карандаш, листок наждачной бумаги. Я предлагаю вам их рассмотреть, потрогать, описать. Например, орех круглый, неровный, яйцо круглое, гладкое. Теперь я положу их в чудесный мешочек, перемешаю и предлагаю вам попробовать определить предмет на ощупь.
Усложним задачу : попробуйте определить предмет, надев на руку варежку. Молодцы, у вас хорошо получается! Попробуйте поиграть в такую игру со своим ребенком.
Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт, то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев тесно связана с развитием речи.
Активизировать речевое развитие можно лепкой из пластилина, цветного соленого теста, играя с предметами – заместителями: спичками, счетными палочками, прищепками. Например, выложив из счетных палочек заборчик, предложите ребенку продолжить его в определенной последовательности.
Если ребенок справляется с заданием, предложите узоры посложнее – машинка, елка и другие.
Детские игры очень разнообразны. Большое удовольствие детям доставляют игры с песком. Создать свою песочницу можно и дома, насыпав на поднос манную крупу или соль. Насыпать их можно горкой или разровнять. Пусть ребенок пройдется по крупе пальчиками: сначала только указательным, потом средним, безымянным, большим и, наконец, мизинчиком. Можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять и создавать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадывая, кому они принадлежат.
Не менее интересными являются для детей игры с водой. Вода расслабляет и успокаивает. Если малыш расшалился, пригласите его поиграть с водой. Налейте в таз немного теплой воды, добавьте 1-2 капли лавандового или ромашкового масла. Предложите ребенку взять в качестве игрушек губку, коктейльные трубочки, кусочек пемзы, камешек, бутылочки, бумажные кораблики. Как интересно узнать, что камешек тонет, а пемза плавает, сколько ложек воды умещается в стаканчике.
Попробуйте с ребенком поэкспериментировать с ее твердой формой – льдом. Можно заморозить окрашенную воду – желтую, красную, синюю.
Как вы думаете, чем можно заменить воду?
Ответы родителей
Психолог Создайте дома сухой бассейн. Наполните неглубокую миску фасолью, разноцветными бусинками, крышками от пластиковых бутылок, пуговицами. Пуговицы очень интересный материал. Из них можно составлять узоры, нанизывать бусы, можно придумать историю о пуговице – папе, пуговице-маме, пуговице –ребенке.
Только не забывайте о технике безопасности: при общении ребенка с мелкими материалами будьте всегда рядом.
Нравятся детям и речевые игры: иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Вы можете подключиться к игре, например, добавив несколько рифмующихся слов. А можно спеть ребенку распевочку.
Воспитатель показывает речевые игры
Для ребенка важна поддержка близкого взрослого. Помочь ребенку может его любимая игрушка, которая ассоциируется у него с положительными эмоциями, ощущением безопасности. Это может быть кукла или плюшевый мишка. Возьмите себе куклу и дайте малышу его любимую игрушку. Прикоснитесь к игрушке ребенка своей куклой, погладьте, обнимите, говоря при этом : «Сегодня мой малыш грустит, у него мокрые глазки, он плакал. Что сегодня было в детском саду? С кем ты играл? С кем подружился?» Побеседуйте друг с другом через кукол, активно слушайте малыша.
Перенося на игрушку свои переживания и настроение, ребенок расскажет вам, что его тревожит. Ваша забота, ваше теплое участие, передаваемые через прикосновение игрушек, как бы скажут ему: «Я тебя люблю»
Вполне достаточно, если у ребенка третьего года жизни будут 2-3 разные куклы: тряпичные, пластиковые, кукла – голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками, маленькие пупсики. Кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки, коляска, мебель и оборудование для кукольной комнаты (кроватка, ванночка, стульчик, стол, «предметы гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло, «продукты питания» - наборы овощей, фруктов. Наряду с реалистическими игрушками для детской игры необходимы предметы неопределенного назначения, способные стать предметами – заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разного цвета и размеров, кусочки ткани или поролона; крупногабаритные игрушки: конь на палочке, лошадка – скамейка, игрушечные животные – маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью и атрибуты для разыгрывания сюжетов с ними.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье – это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех – счастливый дом. Давайте нарисуем дом счастливого ребенка» Пожалуйста, решите, будет ли это коллективным рисунком, или каждый захочет изобразить свое представление о «Доме счастливого ребенка». У вас есть несколько минут, чтобы сделать свой выбор. Можете приступить к рисованию.
Родителям представляются листы бумаги разного формата, изобразительный материал (краски, фломастеры, карандаши, мелки, цветная бумага, а также ножницы, кисточки.
Звучит не громкая музыка
Психолог Наш семинар подошел к концу. Спасибо вам за активное участие! Добра, любви и света вам и вашим детям!