МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми»

Мария Сизова
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций, которые связаны с чрезмерной психической и моторной активностью.

Внешние проявления геперактивности - это невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми“» размещена в разделах

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребёнком в первые месяцы жизни.

Каждый педагог, который работает с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы и наказания, на которые так щедры взрослые, не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, указанные выше формы воздействия могут способствовать формированию у ребёнка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателям: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Часто у них плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Они неуклюжи, роняют или ломают вещи. Таким детям трудно концентрировать свое внимание, они легко отвлекаются, часто задают множество вопросов, но редко дожидаются ответов. Они расторможены в отношениях со взрослыми, не умеют играть со сверстниками и не имеют настоящих друзей.

Критерии гиперактивности.

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

8. Постоянно ёрзает.

9. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

10. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

11. Очень говорлив.

12. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

13. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор.

14. Плохо сосредотачивает внимание.

15. Не может дождаться вознаграждения.

16. Не может контролировать и регулировать свои действия.

17. При выполнении заданий ведёт себя по-разному (на некоторых занятиях спокоен, на других – нет, на одних занятиях успешен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз, что ребёнок гиперактивен.

Как помочь гиперактивному ребёнку :

Появление гиперактивного ребёнка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребёнком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Необходимо выработать единую стратегию воспитания каждого ребёнка. Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Попробуйте снизить количество замечаний, окриков на ребёнка.

Если вы делаете замечание таким детям, то делайте их категорично, кратким «нельзя», после чего ребёнку предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на неё лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик. И ещё : если запретов будет много, то они потеряют свою эффективность. Ещё одним эффективным приёмом работы с такими детьми является тактильный контакт. Так, укладывая ребёнка спать в тихий час, желательно, чтобы воспитатель, садясь рядом с ребёнком, поглаживал его, произносил тихие и ласковые слова. Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы ребёнок был внимателен, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает, вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение. Не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплё скивать энергию приемлемыми способами: в спортивных и подвижных играх. Конечно, воспитателям нужно помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать вначале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, убрать игрушки. Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. Или же проводить физкультминутки 2-3 раза в течение занятия.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательности к аккуратности. Это позволяет сформировать у ребёнка чувство успеха. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Можно применять метод «тактильного контакта» на занятиях. С этой целью можно посадить ребёнка рядом с воспитателем (за первый стол). Проходя по группе, воспитатель в тот момент, когда ребёнок начинает отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий включить внимание. Воспитателя же он избавит от необходимости делать замечания, читать нотации.

Гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому с ребёнком необходимо договариваться заранее, подготавливать его к смене занятий. Чтобы у ребёнка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера, заведённый на определённый отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребёнком тоже договариваются заранее. В этом случае у ребёнка не возникнет агрессии по отношению к воспитателю, и он будет готов к перемене вида деятельности.

Желательно приучать такого ребёнка соблюдать определённые правила и следовать инструкциям. Когда вы даёте детям новое задание, вы можете попросить гиперактивного ребёнка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо делать, а в начале занятия обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

Необходимо использовать в работе систему поощрений и наказаний. Она должна быть гибкой и последовательной. Гиперактивный ребёнок не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер. Один из вариантов поощрения - выдача жетонов.

Из всего вышесказанного, можно составить правила работы с гиперактивными детьми.

Правила работы с гиперактивными детьми :

1. Работать с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня.

2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.

3. Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.

6. Использовать тактильный контакт.

7. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

8. Давайте короткие, чёткие и конкретные инструкции.

9. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т. д.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.

13. Оставайтесь спокойным при любых обстоятельствах.

Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд. И, тогда избежав эмоциональной вспышки, вы не будете испытывать чувство вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие взрослого и ребенка в игре» Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми дошкольного возраста» Личностно-ориентированное взаимодействие: 1)Обеспечивает-развитие личности,поддержку её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учрежденияМастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения Мастер-класс по использованию детского конструктора в работе педагога дошкольного учреждения. Мы порой не замечаем, что в жизни нас окружает.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию Слайд 1. Презентация – проекта. По теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию» Слайд.

Взаимодействие педагога и семьи воспитанника по теме «Здоровый ребенок в здоровой семье» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. Вопросам.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения Семинар для родителей «Формирование целостной картины мира у детей раннего возраста через развивающие и адаптивные игры» Цель: создание.

Консультация «Взаимодействие педагога с родителями» Из опыта работы «Покинут счастьем будет тот, Кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко. Сухую ветвь один огонь исправит».

Консультация «Взаимодействие педагогов ДОУ» На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного.

Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Концепция модернизации российского.

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства детского сада Ребенок как маленькая песчинка в огромном океане жизни. Если песчинка попадает в благоприятные условия, то через некоторое время она превращается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 20:47
+160Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сизова (УИ 390243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД