Анна Небова
Тезисы проекта «Музыкальная резвивалочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная резвивалочка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 р. п. Семибратово
Дополнительная образовательная
программа кружка по логоритмике
на 2019 – 2020 учебный год
(проект)
Возраст детей: старший дошкольный (5-7 лет)
Срок реализации: 1 учебный год
Составитель:
Учитель-логопед, педагог - психолог: Небова А. А.
Тезисы проекта
Публикация «Тезисы проекта „Музыкальная резвивалочка“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Программа по логоритмике «МУЗЫКАЛЬНАЯ РАЗВИВАЛОЧКА»
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования по логоритмике «Музыкальная развивалочка».
Цели и задачи реализации рабочей программы:
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.
Основные задачи программы:
– развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического, фонематического слуха, чувства ритма, речевого и певческого диапазона голоса;
– развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики, пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости; переключаемости и координации движений;
– развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
– формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
– расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи;
– формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; освоение ритмического многоголосья посредством игрового музицирования; осознания ритмического своеобразия слова;
– стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений, умения перевоплощаться, согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими жестами;
– воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;
– содействие нравственному, эстетическому воспитанию детей с речевой патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей).
Программа строится на общедидактических и специфических принципах. Общедидактические принципы:
• Принцип систематичности: систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса.
Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.
• Принцип сознательности и активности: опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями.
• Принцип наглядности: осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность.
• Принцип доступности и индивидуализации: предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала.
• Принцип постепенного повышения требований: определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.
Специфические принципы:
• Принцип развития: предполагает развитие: личности ребенка; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи детей.
• Принцип всестороннего воздействия: обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.
• Принцип обходного пути: коррекции недостатков в речевом развитии - принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
• Этиопатогенетический принцип: объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства.
• Принцип учета симптоматики: определяет физические возможности детей с общим недоразвитием речи: ослабленность, наличие парезов.
• Принцип комплексности: предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах).
Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Организация коррекционного процесса основана на индивидуальном и деятельностном подходе.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
Решение задач, позволило отследить следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:
• Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
• Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
• У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
• Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.
• Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
• Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
• Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
• Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
• Ребёнок уважает культуру и традиции народов России, родного края, труд людей.
• Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
Поэтому, нам хотелось бы предложить коллегам полученные, апробированные и показывающие положительную динамику следующие образовательные продукты: программу по логоритмике «Музыкальная развивалочка», календарное планирование, разработанные конспекты по каждому из занятий, материалы для диагностики отслеживающие динамику и положительный результат, разработанные картотеки: консультаций для родителей, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, задания для релаксации.