Харлампьева Юлия
Тезисы городской педагогической конференции «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Единственная известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент Экзюпери
Общение- это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношении с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей.
Публикация «Тезисы городской педагогической конференции „Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2019
Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.
На протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются.
Формы общения детей со взрослыми.
Так в общении ребенка со взрослыми выделяют следующие формы:
1. Ситуативно-личностная или непосредственно-эмоциональная, которая возникает примерно к 2 месяцам жизни ребенка. В контактах со взрослыми и благодаря им малыш начинает интересоваться окружающими предметами. В эмоциональных контактах возникает стремление поделиться со взрослыми своими переживаниями и способность сопереживать ему. Оформляются аффективно-личностные связи между ними, что обеспечивает формирование у ребенка доброго отношения к людям, миру, уверенность в себе.
2. В конце первого полугодия жизни ребенка преобразуется характер контактов с окружающими людьми и возникает ситуативно-деловая форма общения со взрослыми. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша и как бы обслуживает его «деловые интересы». Достать, выдвинуть, вложить – все это ребенок не может или затрудняется выполнить сам – становится поводом для обращения к старшим. Поэтому эта форма и называется «деловой».
3. В первой половине дошкольного детства (три-пять лет) у ребенка можно наблюдать следующую форму общения со взрослыми, внеситуативно-познавательную. Формирование внеситуативно-познавательного общения имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Здесь он впервые вступает в умственное сотрудничество со взрослым. Его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение.
4. В конце дошкольного возраста (пять-семь лет) у детей появляется четвертая и высшая форма общения со взрослыми, внеситуативно-личностная. Она связана с овладением ими системой отношений людей. Взрослые в глазах ребенка дошкольника – воплощение образца того, как надо себя вести. Беседы со взрослыми носят теоретический, внеситуативный характер: вопросы, обсуждения, споры. Они вплетены в познавательную деятельность. Внеситуативно-личностное общение представляет собой высокий уровень коммуникативной деятельности. Поэтому оно обычно и появляется к концу дошкольного возраста, а у многих детей так и не складывается даже и в зрелом.
Контакты детей с окружающими людьми не ограничиваются только их взаимодействиями со взрослыми. Наступает момент, когда ребенок устремляется к другим детям. Коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго начале третьего года жизни. До этого ребенок относился к другим детям, как к игрушке, не видя в нем такого же, как он сам, человека, не обращая внимания на его протесты, когда ненамеренно делал ему больно (что часто принимается за жестокость). Воспитатель должен знать, организуя совместную деятельность детей в группе, что общение ребенка со сверстниками проходит как и общение со взрослыми, ряд этапов.
Формы общения ребенка со сверстниками.
Эмоционально - практическая форма общения (2-4года).Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.
Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет).Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры).
Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)
Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.
Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.
Итак, подводя итог всей моей работы хочется отметить,чторебенок вступает в общение не сразу. И в том, чтобы заработали «встроенные» в него биологические системы, а на их основе возникли связи малыша со всем миром людей, чтобы проснулось в нем его человеческое начало, решающую роль играет взрослый. Взрослый провидит в новорожденном будущего человека – только поэтому новорожденный и становится человеком. В общении обе стороны – и большой, и маленький – получают ни с чем не сравнимую, высокую и светлую радость, она во многом обеспечивает успех великого труда по первоначальному включению малыша в мир людей. Никак нельзя умалять и значение собственной активности ребенка. Он не просто приемлет пассивно то, что исходит от старших, а преломляет через призму своих способностей и возможностей. Он раскрывается навстречу взрослому в своем неисчерпаемом богатстве. И поэтому каждое новое поколение дополняет общечеловеческий опыт новыми ценностями и обеспечивает его дальнейший прогресс.
Формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.