Антонова Мария Александровна
Тезисы ВКР. Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисы по теме ВКР
«Комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой».
Сульгина М. А. ,
студентка 31до группы,
специальность
44.02.01 Дошкольное образование
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
Публикация «Тезисы ВКР, Комплекс занятий для развития словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
Все это обуславливает актуальность проблемы речевого развития дошкольников, в том числе и по обогащению и активизации словаря в процессе словарной работы.
Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. Именно поэтому необходимо проводить словарную работу с детьми дошкольного возраста.
Среди многочисленных приёмов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:
1) Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимание и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
2)Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб).
3)Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный медведь – очень большой медведь, тот, который выше всех других медведей).
4) Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это заяц большой или маленький?», а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
5)Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6) Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7)Составление предложения по опорным словам.
8)Акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку.
9) Объяснение педагогом значений слова.
10)Проговаривание слов детьми.
11) Замена авторских слов словами, близкими по значению;
12)Подбор слов для характеристики героев.
В раскрытии особенностей словарной работы при ознакомлении с художественной литературой важен не только вопрос о выборе тех или иных приемов, но и вопрос о выборе лексического материала.
Цель проекта: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий, направленных на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Комплекс занятий разработан в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», а также в соответствии с рабочей программа воспитателя.
При разработке комплекса занятий, направленного на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой мной было использовано методическое пособие А. Л. Арефьевой «Лексические темы по развитию речи для детей 4-8 лет». По данному пособию мной была выбрана тема «Защитники отечества», т. к. данный комплекс реализуется в соответствии с рабочей программой детского сада. По календарно-тематическому плану на май месяц заявлена тема «Родина».
В комплекс занятий входит 12 занятий, т. к. будет проводиться по 3 занятия в неделю. Каждое занятие рассчитано на 25 мин, что соответствует возрастным особенностям детей (5-6 лет). В комплексе использованы такие методы словарной работы как : показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета, объяснение происхождения данного слова, употребление расширенного значения уже известных словосочетаний, постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих, а затем требуют самостоятельных ответов, акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку, объяснение педагогом значений слов.
Комплекс занятий направлен на развитие обществоведческого словаря : слов, обозначающих явления общественной жизни, а именно об армии.
В комплексе использована «Диагностика уровня развития словаря» Автор: Ф. А. Сохин. Воспитатель спрашивает ребенка, что означает то или иное слово, называет слово и задает вопросы : «Что такое?», «Что значит?» В качестве словесного материала используют разные слова. Объяснение многозначных слов раскрывает глубину понимания детьми смысла.
Характеристика ответов детей, в соответствии с разными уровнями.
1. Высокий уровень. Дети определяют значение слова по функциям предмета (мячом играют в футбол) или по родовым понятиям (мяч – это такая игрушка для детей).
2. Средний уровень. Ребенок дает описание предмета, указывает на отдельные признаки (Мяч круглый, у меня есть мяч).
3. Низкий уровень. Дети не могут определить значение слова.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений.
2. С. Ушакова, Е. М. Струнина Развитие речи детей 5-6 лет : програм-ма, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения/авт. -сост. -2-е изд. – 2014.-272с.
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М., Мозаика-Синтез, 2009.
4. Виноградов, В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания/ В. В. Виноградов. –М., 1961. возраста. сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. 2006.
5. Выготский Л. С., Психология развития ребенка. – М., 2006
6. Гвоздев А. Н., Усвоение ребенком родного языка. /В сб. : Детская речь. Под ред. Н. А. Рыбникова. М., 1927
7. Гербова В. В. Учебно –методический комплект к программе От рождения до школы развитие речи в детском саду : подготовительная к школе группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014
8. Гридина «Объяснение словаря детских инноваций», 2012
9. Арефьева А. Л. методическое пособие «Лексические темы по развитию словаря детей 4-8 лет»
Подтверждение размещения
1) https://gotovimyrok.com/?page_id=39401
2)