Кирьянова Татьяна
Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя «Космос. Звуки [Ш]-[Ж]. Звук [Ч]. Буква «Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель – вторая неделя. Тема: «Космос. Звуки Ш-Ж. Звук Ч. Буква Ч».
Новая лексика
Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический, космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
Глаголы:осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
Прилагательные:первый, космический, межпланетный, звёздное.
Вид деятельности Содержание работы
Развитие моторных функций 1. Развитие общей моторики
Вот выходит на парад
Наш космический отряд.
Публикация «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя „Космос, Звуки [Ш]-[Ж], Звук [Ч], Буква „Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Космос. Все о космосе для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Руки – в стороны, к плечам,
Дружно мы покажем вам!
Руки за голову, и, вот,
Наклоняемся вперёд!
Приседаем и встаём,
И ничуть не устаём!
Раз – прыжок, два – прыжок,
Ноги ставим на носок.
О опять шагаем, руки поднимаем.
Маршируют, идя по кругу.
Стоя на месте, выполняют движения.
Руки - за голову, выполняют наклон вперёд.
Руки на поясе, приседают – встают.
Руки на поясе, поворачивают головой
Руки на поясе, прыгают на правой ноге, затем – на левой ноге.
Руки на поясе, встают на носочки.
Маршируют, идя по кругу.
2. Развитие мелкой моторики
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем - сама не знает!
Между ладонями катают маленький шарик (можно использовать грецкий орех, одновременно проговаривая двустишие.
3. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для языка «Ракета» Рот широко открыт, показать «острый» язык, удержать под счёт от 1 до 10.
«Космонавт светит фонариком» Улыбнуться, водить острым языком
Упражнение для языка и нижней челюсти
«Люк открыть - закрыть» Присосать широкий язык к нёбу – «грибочек», открыть – закрыть рот, повторить 5 раз.
Развитие / формирование фонематических функций Разделить слова на части (слоги, хлопая в ладоши: «Лу-на, Зем-ля, звёз-ды, ра-ке-та, ко-ме-та, кос-мос, кос-мо-навт».
Игра «Собери слово»
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на ориентировку.
Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).
Например:
6, 3, 1, 2 —МАРС
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
7, 1, 3, 4 —УРАН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы под ними и только после этого читает получившееся слово.
Р С А Н Т М У
1 2 3 4 5 6 7
Хлопни – топни» (На звук Ж, хлопают, на звук Ш топают)
ш,жш. ж,ж,ш,ш,ж,ж….
ша жа,жо,шо,шу,ши,жу…
шуба, жук, жаба, шорты, шар.
Придумай слово (со звуком Ж, Ш)
Отбери картинки со звуком Ш,Ж)
Определи место звука в слове. (Ж, Ш)
4 лишний.
Жаба, шар, жук, жаворонок
Шорты, шарик, штаны, жаба.
Придумай слово (со звуком Ч)
Отбери картинки со звуком Ч)
Определи место звука Ч в слове.
Развитие лексического строя речи
Игра «Скажи наоборот»
далёкий — близкий тесный —.
большой —. улетать —.
высокий —. взлетать —.
известный —. включать —.
тёмный —. подниматься —.
яркий —.
Развитие грамматического строя речи 1) Игра «Один – много».
Звезда – звёзды, космонавт – космонавты, ракета – ракеты,скафандр – скафандры.
Сосчитайте до 5:
«Одна ракета, две ракеты, три … четыре …пять
Одна яркая звезда,.
Одна быстрая ракета,.
Одна опытный космонавт,.
Одна далёкая планета,.
Игра «Семейка»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подобрать слова-родственники к словам: космос — космонавт, космический, космодром, космонавтика; планета — инопланетянин, планетарий, межпланетный.
Игра «Составь предложение»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Развитие связной речи Беседа «День космонавтики». Рассказать детям о значении покорения космоса, его героях – космонавтах.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные
ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?