Анна Алексеева
Образовательный проект «Мы правнуки твои, Победа!» по событиям ВОВ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: создание условий для формирования у детей нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны и праздником Победы.
Задачи проекта:
. Рассказать детям о подвигах участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
. Познакомить с литературными и музыкальными произведениями военных лет.
. Воспитывать патриотизм, гордость за свой народ, любовь к России, уважение к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину, трудившимся в тылу.
Темочки:
. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям, формировать у них активную позицию в патриотическом воспитании детей.
Сроки проведения: Среднесрочный (февраль-май 2025г.)
Участники проекта: дети средней группы «Непоседы», воспитатели, родители и другие члены семей воспитанников.
Актуальность проекта.
В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: материальные ценности возвышаются над духовными, книги заменяются на экраны, у детей искажаются представления о доброте и справедливости, милосердии и великодушии. Развитие у детей нравственных качеств, в том числе патриотизма, является важнейшей задачей воспитания. Чувство любви к Родине –одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней.
С раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. Надо научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью солдат и самоотверженностью тружеников тыла.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в раннем дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним детям, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть на своих прадедушек и прабабушек, на тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к людям, сделать его миролюбивым и созидательным.
Краткое содержание проекта: Сообщение детям сведений о Великой Отечественной войне, сбор и оформление информации о героях семьи, разучивание стихотворений и рисование на военную тематику.
Форма проведения: Групповая, индивидуальная
Ожидаемый результат:
Для детей:
расширение представлений детей о Великой Отечественной войне, о подвигах солдат и тружеников тыла, о празднике 9 Мая;
проявление чувства гордости за Родину, за людей в период Великой Отечественной войны;
формирование внимательного и уважительного отношения к ветеранам и пожилым людям;
понимание значимости мира на земле и его ценности для человека.
Для педагогов:
совершенствование в применении метода проектирования, позволяющего эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольника.
Для родителей:
повышение уровня заинтересованности в формировании патриотизма у детей.
Направление развития: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное развитие
Этапы проекта
Деятельность педагогов
Деятельность детей
Деятельность родителей
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулирование цели и задач, прогнозирование результата проекта.
Составление плана реализации проекта.
Подбор литературных произведений – стихов, рассказов, пословиц.
Подбор наглядного материала - иллюстраций, фотографий, видеозаписей, презентаций.
Подбор музыки и песен.
Консультации для родителей -
«Как рассказать детям о Дне Победы», «День Великой Победы: поговорим с ребёнком о войне», «Саратовцы в годы Великой Отечественной войны», «Детям о войне 1941-1945»,
«Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне»
Использование игр и игрушек военно-патриотического содержания: «Профессии», «Символы России», военная техника (машины, танки, самолеты, корабли, флажки, солдатики, бинокли, военная форма и головные уборы и др.
Ознакомление с проектом.
Участие в опросе «Война в жизни нашей семьи».
Помощь в организации предметно-развивающей среды.
Знакомство с консультациями в родительском уголке и на сайте группы
Практический этап
«Познавательное развитие»
Беседы о войне: «Почему началась война?», «Военные профессии», «Подвиг героев», «Подвиг людей в тылу», «Четвероногие помощники на фронте», «Дети войны», «День Победы», «Военная техника».
Дидактические игры: «Наша Родина – Россия», «Прогулка по городу», «Кто шагает на параде?», «Кому что нужно».
НОД «День защитника Отечества», «День Победы».
Экскурсия в Уголок патриотического воспитания МДОУ.
Участие в беседах, д/играх.
Рассматривание иллюстраций и фотографий по темам «День Победы», «На войне» и др.
Просмотр презентации «Военные профессии».
Рассматривание альбома «Военная техника».
Рассматривание экспонатов Уголка патриотического воспитания.
Беседы с детьми о войне по рекомендациям педагогов.
Поиск информации о родных - участниках ВОВ и тружениках тыла.
Рассматривание с детьми семейных реликвий военных лет.
Рассказ о героях семьи, их жизни и боевом пути.
«Речевое развитие»
Знакомство детей с пословицами и поговорками о войне, мире, Родине.
Чтение художественной литературы на военную тему.
Рассказы: Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», Л. Кассиль «Твои защитники», А. Митяев «Почему Армия родная», «Дедушкин орден», С. Могилевская «Сказка о громком барабане».
Стихи: С. Михалков «День победы», А. Усачев «День победы», Т. Шапиро «Я в солдатики играю» и др.
Слушание рассказов, стихов на военную тему.
Заучивание стихотворений о войне, о Дне Победы.
Участие в групповом конкурсе чтецов «Дети о Победе».
Чтение детям рассказов из подборки проекта.
Подбор поэтических произведений для заучивания по рекомендации педагогов.
Разучивание с детьми стихотворений на военную тему.
Видеозапись стихотворений.
«Художественно – эстетическое развитие»
Знакомство детей с песнями военно-патриотической тематики.
Знакомство с музыкальными произведениями: Г. Свиридов «Военный марш», В. Агапкин «Прощание славянки», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
Рассматривание репродукций художников: К. Юон «Парад на Красной площади», П. Кривоногов «Победа», Ю. Непринцев «Отдых после боя», П. Оссовский «Салют победы», В. Костецкий «Возвращение», В. Штраних «Праздник Победы» и др.
Аппликация «Самолёты», «Звезда», «Открытка к 9 Мая».
Лепка «Самолеты», «Танк», «Космос», “Военная машина”, «Защитники», «Дети».
Рисование «Военная техника», «Салют».
Конструирование «Корабль» (лего)
Слушание песен и музыкальных произведений военно-патриотической тематики.
Разучивание песни «Наша Родина сильна» А. Филиппенко - Т. Волгиной.
Рассматривание репродукций картин.
Раскрашивание картинок на военную тематику.
Выполнение работ по аппликации, лепке, рисованию, конструированию
Участие в выставке рисунков и поделок.
Пение детям известных песен военных лет («Катюша», «Землянка», «Синий платочек» и др.)
Совместное с детьми создание рисунков, поделок, макетов на выставку МДОУ «Они сражались за Родину!»
«Социально-коммуникативное развитие»
Коммуникативные игры: «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого».
Сюжетно-ролевые игры «Военные», «Моряки», «Разведчики», «Лётчики» «Пограничники», «Госпиталь».
Участие в коммуникативных и сюжетно-ролевых играх.
Помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы атрибутами и деталями костюмов для игр (пилотки, платки, флажки, накидки и др.)
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Сигнальные флажки», «Шагаем на параде».
Утренняя гимнастика «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Участие в подвижных играх.
Открытый показ разных видов гимнастики для родителей.
Участие в семинаре-практикуме «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Заключительный этап
Выставка рисунков и поделок «Этих дней не смолкнет слава».
Создание патриотического мультфильма с воспитанниками к 23 февраля.
Акция «Свеча памяти» (стен газета).
Проведение совместно с музыкальным руководителем праздника повещенного «Дню защитника отечества»
Оформление Уголка «Мы помним Великую Победу».
Обобщение материалов, анализ проведенной работы.
Презентация.
Размещение публикации о реализации проекта на сайте группы «Непоседы».
Заключение.
Проект «Мы правнуки твои, Победа!» помог сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить преемственность поколений, дать детям возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Проект способствовал проявлению внимательного и уважительного отношения у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь.
Реализация проекта позволила не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствовала формированию гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Использованная литература:
. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб: ООО «Детство-пресс», 2015.
. Война глазами детей. - Саратов, ОАО «РИК «Полиграфия Поволжья», 2010.
. Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 года. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
. Шорыгина Т. А. Беседы о Великой Отечественной войне. – Сфера, 2015.
Интернет-ресурсы:
https://www.litmir.me/ - электронная библиотека
https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/detyam-o-voyne-1941-1945-dlya-detskogo-sada.html#3 – интернет-журнал «Детский возраст»
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/7593-obrazovatelnyj-proekt-velikaya-otechestvennaya-vojna.html - сайт для воспитателей «Дошколёнок. ру»
Наглядно – дидактические пособия
. День Победы. – М. : «Мозаика-синтез», 2009.
. Дерягина Л. Б. Картотека сюжетных картинок. С Днем Великой Победы! Тематический сценарий и картинный материал. Выпуск 40. - СПб: «Детство-пресс», 2015.
. Защитники Отечества. Рассказы по картинкам. – М. : «Мозаика-синтез», 2012.
. Лебедева А. С. Великая Победа. Города-герои. Демонстрационные картинки. – Сфера, 2015.
. Минишева Т. Государственные символы Российской Федерации. - М. : «Мозаика-синтез», 2015.
. Семья. Наши родные: как их называть? Демонстрационный материал для занятий в группе детских садов и индивидуально. – Киров, 2017.
. Ширма – раскладка «День защитников Отечества».
. Ширма – раскладка «День Победы».
. Ширма – раскладка «Наша родина – Россия».