Кучукова Анастасия Сергеевна
Консультация для педагогов «Почему ребенок с нарушением понимания речи проявляет агрессию и аутоагрессию»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Почему ребенок с нарушением понимания речи проявляет агрессию и аутоагрессию?»
Коррекционные специалисты – логопед, дефектолог, детский психолог, специалисты по телесной терапии достаточно часто занимаются коррекционной работой с детьми с нарушением понимания речи. Нарушение понимания речи может быть первично – например, при сенсорной алалии, слуховой агнозии, а также может быть вторичным проявлением задержки психического развития (ЗПР, умственной отсталости (УО, расстройств аутистического спектра (РАС).
Темочки:
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Когда у ребенка нарушено понимание речи, особенно, если оно снижено до нулевого или ситуативного уровня, то ребенок не может выстраивать адекватную коммуникацию со сверстниками и взрослыми ввиду того, что он попросту их не понимает, также как и они не понимают его.
Стоит объяснить, что за «нулевой» и «ситуативный» уровень понимания речи? Нулевой уровень понимания речи – обычно до 3-4 месяцев ребенка, когда он не реагирует на внешние звуки, не откликается на имя и не выполняет никаких инструкций. После этого возраста у ребенка уже начинает формироваться слуховое восприятие и он уже узнает голоса близких взрослых, проявляет интерес к игрушкам, издающим звуки, может различать интонации мамы. Если перед нами ребенок, который старше 6-ти месяцев, но при этом он не дает никакой реакции на звук, необходимо обязательно провести сурдологическое исследование. Ситуативный уровень понимания речи – до 1-1,5, когда ребенок уже откликается на свое имя, знает крайне мало существительных, часто употребляемых в бытовых условиях, но простые инструкции выполняет только с жестовой подсказкой ввиду отсутствия глагольного словаря.
Когда ребенок плохо понимает речь, соответственно он не говорит самостоятельной речью, он не может выразить свои желания или нежелания, попросить что-либо, отказать кому-то, понять, чего от него ходят, считать мимику и интонацию говорящего – нарушается коммуникативное развитие. И ребенок, не имея возможности вступать в вербальную, или, хотя-бы, невербальную коммуникацию (помотать головой «нет», покачать головой «да», помахать рукой «привет», «пока», начинает проявлять агрессию – щипаться, пинаться, махать руками, плакать, падать на пол, кусаться и так далее, чтобы отстоять свои границы.
Поэтому, при работе с этой категорией детей необходимо, в первую очередь развивать понимание речи и простейшие навыки коммуникации. Развивать понимание речи необходимо с обогащения глагольного словаря, ведь любая наша просьба, большинство предложений содержат в себе глаголы: и для того, чтобы ребенок понимал речь и мог говорить – необходимо, чтобы он знал не только существительные, но и множество глаголов. Также, параллельно с улучшением понимания речи необходимо развивать навыки невербальной коммуникации: покачать головой, помахать рукой, обучить жесту «дай». Благодаря такому подходу ребенок станет менее агрессивным и научится коммуницировать со сверстниками и взрослыми, даже при отсутствии речи.