Елена Тимошенко
Тематическое планирование на неделю в старшей группе «Весна, признаки весны. Труд людей весной»
▼ Скачать
Тематическое планирование на неделю в старшей группе Блок «Я и природа - весна» Апрель Весна признаки весны Труд людей весной
Понедельник апрель Тема недели : Весна. признаки весны. Труд людей весной.
Утро
Публикация «Тематическое планирование на неделю в старшей группе „Весна, признаки весны, Труд людей весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Планирование на весенний период
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Признаки весны
- Старшая группа
- Труд людей весной
- Темочки
Индивидуальная работа Д/и «Путаница» Цель: продолжать учить порядковому и количественному счёту, закреплять знания о последовательности чисел.
Утренняя гимнастика Комплекс апрель № 1 рассматривание иллюстраций, Цель: учить корректно вести диалог, находить компромиссы
Пальчиковая гимнастика «Весна». Развивать мелкую моторику рук.
Формирование KГН. Дежурство по столовой: побуждать ответственно относиться к поручению, доводить начатое дело до конца, воспитывать самостоятельность и ответственность.
Беседа о признаках весны, чтение стихотворения А. Барто «Весна идёт» Цель: продолжать учить детей определять сезонные признаки явлений природы; свободно высказывать своё мнение.
Д/и «Весенние заклички». Цель: познакомить детей с весенними за кличками, которые использовал народ, обращаясь к силам природы; уметь произносить заклички выразительно, эмоционально.
НОД
Познавательное развитие (ФЦКМ) О. Н. Каушкаль Стр. 87 «Весна» Задачи: расширить знания детей о том, когда наступает весна, о её основных признаках.
Музыкально-художественная деятельность по плану руководителя
Прогулка
Картотека апрель №12 Наблюдение (за погодой, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей.
Работа перед сном
Чтение и заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». Цель: развивать умение воспринимать стихотворение эмоционально, рассказывать о своих впечатлениях, формировать умение чувствовать напевность стихотворения.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека апрель)
Индивидуальная работа Д/и «Весенние месяцы» Цель: продолжать знакомить с названиями и последовательностью весенних месяцев, закреплять характерные признаки весны
Подвижные игры. «Бездомный заяц». Игра «Пронеси мяч, не задев кеглю». Цель: ориентировка в пространстве, совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия, следить за осанкой; развивать быстроту, ловкость
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Чтение художественной литературы Заучивание стихотворенья Н. Белоусова «Весенняя гостья» Помочь запомнить и выразительно читать одно из стихотворений
С/р игра «Салон красоты». Цель: способствовать воплощению в игре свои идеи, использовать полученные знания и умения. Упражнять в самостоятельной организации игры, в использовании атрибутов.
Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Цель: формировать умение чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже
НОД
Ориентировка /Логика Ориентировка «Развитие» Стр. 46 Занятие № 16 Программное содержание. Развитие пространственных представлений при изображении открытого пространства.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Папка-передвижка «Весна»
Вторник 20 апреля Тема недели : Весна. признаки весны. Труд людей весной.
Утро
Индивидуальная работа. Упражнять в ориентировании на листе бумаги относительно себя.
Утренняя гимнастика Комплекс апрель №1
Просмотр презентация «В гостях у Весны». Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна». Цель: развивать мелкую моторику рук
Формирование навыков культурного поведения: учимся вежливо слушать. Цель: воспитывать умение внимательно слушать собеседника, не перебивать и не отвлекать его.
Беседа с детьми «Почему снег и лёд весной тают». Ц: продолжать знакомить со сменой времён года, сезонными изменениями в природе, учить делать выводы.
Работа в уголке природы. подкормка комнатных растений. наблюдение за ростом лука. Цель: предложить рассказать, с чего начинался опыт, какие произошли изменения, обобщить, уточнить знания детей о подкормке растений.
НОД
Познавательное развитие (ФЭМП) И. А. Помораева Стр. 61 Занятие 3 Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Физическое развитие (физическая культура) по плану руководителя
Прогулка
Картотека апрель №13 Наблюдение (явлениями природы, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние радости». Цель: продолжать воспитывать желание слушать чтение, развивать интерес к художественной литературе; закреплять приметы весны.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека апрель)
Индивидуальная работа Д/и «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать слова-антонимы (описание весенних признаков : тепло-холодно, ясно-пасмурно и пр.).
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Познавательно-исследовательская деятельность Н. Веракса стр. 72 Тема 29. Иванушка и молодильные яблоки Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию.
Сюжетно-ролевая игра «Телерепортёр» : сюжет «Репортаж с весенних улиц». Цель: учить составлять небольшие рассказы о весенних улицах, о прохожих, о погоде.
Работа в центре творчества: зарисовки на тему «Пусть всегда будет солнце», закрепление знаний о картине мира.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Предложить родителям прочитать с детьми стихи о весне
Среда 21 апреля Тема недели : Весна. признаки весны. Труд людей весной.
Утро
Индивидуальная работа Д/и «Задумай число» Цель: закреплять навыки нахождения чисел больше или меньше названного, ориентировки в числовом ряду в пределах 10.
Утренняя гимнастика Комплекс апрель №1
Настольно-печатная игра «Мозаика». Цель: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Пальчиковая гимнастика «Солнечные лучи» Развивать мелкую моторику.
Формирование KГН. упр. «Салфеточки». Цель: воспитывать культуру поведения за столом, побуждать выполнять правила поведения за столом.
Д/ Игра Что бывает весной». Цель: закреплять представления о весенних явлениях природы, активизировать словарь по теме.
Основы безопасности ОБЖ Беседа «Действия при пожаре». Цель: знакомство со спецтехникой. Рисование «Пожарная машина».
Беседа «Ложь и фантазия». Цель: учить различать обман и выдумку, обсудить их уместность.
НОД
Основы первоначальной грамоты О. М. Ельцова. Стр. 116 Занятие №30 Тема : Звуковой анализ слова «Лиса», сравнительный анализ звуковой схемы слов «Луна» и «Лиса». Задачи: расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь; упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»); совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу; развивать мелкую моторику.
Музыкально-художественная деятельность по плану руководителя
Прогулка
Картотека апрель №14 Наблюдение (живой природы, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Чтение Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна». Цель: развивать интерес к художественной литературе, умение слушать, вести беседу по содержанию; развивать связную речь.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека апрель)
Индивидуальная работа Д/и «Кто больше назовет действий» - активизировать в речи глаголы.
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Проектная деятельность. По плану руководителя
Театрализованная деятельность Этюд «Представьте Весну с закрытыми глазами»
Беседа «Какое доброе дело я сделал?» Цель: воспитывать желание делать добрые дела.
Игры со строительным материалом (конструктором) Ц: продолжать учить выполнять конструкцию по рисунку,
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Беседа с родителями «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»
Четверг Тема недели : Весна. признаки весны. Труд людей весной.
Утро
Индивидуальная работа Д. и. «Что лишнее». Цель: повторить времена года
Утренняя гимнастика Комплекс апрель №1
Самостоятельная деятельность детей в зоне изо деятельности: Мимическая гимнастика. Развивать мышцы лица, воображение.
Формирование KГН. Дежурство – формировать умение подбирать и раскладывать материал для занятия
Д/игра по развитию речи «Подбери слово» - развитие умения быстро находить близкие по смыслу слова, сообразительности.
Беседа «Путешествие в мир весны». Цель: закреплять признаки весны, уметь строить в воображении образы, связанные с весенними явлениями, изображать их; отвечать на вопросы.
НОД
Речевое развитие (развитие речи) В. В. Гербова стр. 104-105 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Чтение небылиц Цель. Активизировать словарь детей. Цель. Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».
Художественно-эстетическое развитие. Лепка Д. Н. Колдина Тема недели "Весна-красна" Занятие 31. Весенний лес Задачи: продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал (сосновые шишки, веточки винограда, мох и т. д.) и пластилин.
Физическое развитие (физическая культура с/в) Л. И. Пензулаева Занятие 25 «Караси и щука», «Пятнашки», «Кошка и мышки». Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге с поворотом в другую сторону по команде воспитателя; в сохранении равновесия на повышенной опоре; повторить упражнения в прыжках и с мячом.
Прогулка
Картотека апрель №15Наблюдение (неживой природы, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Прослушивание П. И. Чайковского «Времена года» : «Март. Песнь жаворонка». Цель: воспитывать эстетическое восприятие музыкальных произведений.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека апрель)
Индивидуальная работа Отгадывание загадок. Цель: продолжать знакомить с признаками весны, учить объяснять, по каким признакам угадали.
Индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь взаимосвязи.
Хороводная игра «По малину в сад пойдем»
Конструирование Лыкова И. А. стр. 130 «Где, как и зачем человек добывает воду». Цель: вызвать интерес к созданию различных конструкций. Развивать креативность, пространственное мышление.
Игра-развлечение Рисование весенних пейзажей пальчиками, развивать творческую фантазию, мелкую моторику. Цель: способствовать объединяться в группы по интересам, придумывать сюжет для игр, воспитывать коллективизм и дружеские взаимоотношения.
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Консультация на тему «Здоровье детей без лекарства»
Пятница 23 апреля Тема недели : Весна. признаки весны. Труд людей весной.
Утро
Индивидуальная работа Д/и «Преврати геометрические фигуры в предметы» - развивать изобразительные умения
Утренняя гимнастика Комплекс апрель №1 Игры с деревянным конструктором.
Конструирование из бросового материала – формирование навыков взаимодействия во время игры, уметь использовать различные детали
Разучивание физминуток «Клён». Цель: координация речи с движением, развитие речевых навыков.
Формирование KГН. Игр. упражнение «За столом» Цель: продолжать учить аккуратно пользоваться приборами во время еды, не сорить.
Д/игра «Времена года». Цель: закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе.
Беседа об уступчивости. Цель: рассмотреть различные модели поведения, обсудить ситуации; развивать коммуникативные функции речи, обогащать словарь речевыми конструкциями.
НОД
Природа О. А. Соломенникова Стр. 73 «Весенняя страда»
Художественно-эстетическое развитие (рисование) Весна. признаки весны. Труд людей весной.
И. А. Лыкова ИЗО Стр. 180 Морская азбука
Прогулка
Картотека апрель №16Наблюдение (явлениями общественной жизни, Подвижные игры, Индивидуальная работа по развитию основных движений, Труд, Самостоятельная деятельность детей
Работа перед сном
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Счастливый жучок». Цель: продолжать знакомство с творчеством Г. Скребицкого, работу по развитию знаний о жанровых особенностях рассказа; помочь понять главную мысль рассказа, связно передавать его содержание.
Вечер
Оздоровительная гимнастика после сна (картотека апрель)
Индивидуальная работа Д/и «Возвратим весне память». Ц: закреплять признаки весны, уметь их называть и описывать.
Хозяйственно-бытовой труд : уборка в групповой комнате. Цель: воспитывать желание соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать его.
Сюжетно-ролевая игра. «Следопыты». Цель: учить детей самостоятельно создавать игровой замысел, используя метод косвенного руководства; развивать познавательную активность.
Чтение. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце». Цель: формировать умение понимать характеры героев, интерес к литературе.
Беседа «Пешеходы». Цель: учить соблюдать правила перехода улицы, пояснить значимость выполнения правил всеми участниками движения. ПДД – повторить название предупреждающих знаков.
Игры с клубочками, прищепками – развитие мелкой моторики.
НОД
Физическое развитие (физическая культура)
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. Привлечь родителей к пополнению книжного уголка книгами по теме
Ориентировка «Развитие» Стр. 46 Занятие № 16
Программное содержание. Развитие пространственных представлений при изображении открытого пространства.
Материал. Листы бумаги и карандаши простой и цветной.
Ход занятия.
На занятии воспитатель дает детям задание нарисовать план улицы (местности, на которой они играли в «прятки» искали «ископаемые», «секреты» и тому подобное, и цветным карандашом нарисовать маршрут к тому или иному заданному воспитателем объекту (дома, светофору, магазину так далее). Продолжаются занятия на улице (местности) : дети, пользуясь своими планами и планами других детей, проводят по маршрут проходит по маршрутам, которые обозначены на планах. Занятия этого типа проводится многократно, до тех пор, пока дети не научится рисовать план знакомой улицей или местности, передавая в изображении взаимное расположение объектов на местности и их условные обозначения (например, дерево - кружочек, дом - прямоугольник и так далее).
Занятие № 30 Тема : ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ЛИСА». СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВ «ЛУНА» И «ЛИСА»
Задачи: расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь; упражнять в проведении звукового анализа слова («лиса»); совершенствовать умение детей сравнивать слова по звуковому составу; развивать мелкую моторику.
Пособия: картинки-схемы слов «лиса» и «Луна» (спутник Земли, карточки, конверты с фишками; мяч, игрушка лиса, бумага для изготовления геометрических фигур методом обрывания.
1. Игра «Доскажи словечко». Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, светит весело в оконце. Ну конечно, это. (солнце). Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) В ночь - мороз, с утра - капель, значит, на дворе. (Апрель). Зеленеет даль полей, запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (Май.) Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, а зовется птица. (грач). Труд в саду он уважает, Гусениц уничтожает! Есть на дереве «дворец» : в нем живет с семьей. (скворец). У грача - грачонок, у скворца -. (скворчонок). Угадайте, что за птичка - Темненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)
2. Игра «Угадай птицу».
1-й вариант. - Узнать птицу по описанию.
1) Перелетная птица с черным оперением металлически-фиолетового отлива. (Грач.)
2) Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением. (Скворец.)
3) Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением. (Соловей.)
2-й вариант. - Перечислить и показать перелетных птиц.
Описать их. (Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж: гусь, утка, стриж: щегол.)
- Грачи какие? (Крикливые, шустрые, небольшие, синевато-черные, дружные, умные, общительные, полезные, перелетные.)
- Грачи что делают? (Кричат, летают, вьют гнезда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются.)
3-й вариант. - Образовать родственные слова.
Грач - грачонок, грачата, гречиха, грачиные (гнезда, грачевник (скопление грачиных гнезд).
Скворец - скворушка, скворечник, скворцовый, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.
3. Звуковой анализ слова «лиса».
Педагог предлагает произнести слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук.
«Эллиса» - первый звук [л]. Произнести этот звук мешает язычок. Это согласный звук. Произносится он мягко, обозначаем его зеленой фишкой. «Луиса» - второй звук [и]. Когда его произносим, ничего не мешает, этот звук можно пропеть, произнести громко или тихо. Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой. «Лисса» - третий звук [с]. Это согласный звук, так как произносить его мешают язычок и зубы. Этот звук обозначаем синей фишкой. «Лисам» - четвертый звук [а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять -руками помахать,
Шесть — на стулья тихо сесть.
4. Сравнительный звуковой анализ слов «Луна» (спутник Земли) и «лиса».
Вопросы к детям:
- Какой звук первый в слове «лиса»? - [л’].
- Какой первый звук в слове «Луна»? - [Л].
Какие это звуки? — Это звуки-братцы: [Л]
- большой братец, [л] — маленький братец.
Педагог еще раз обращает внимание детей на то, что произносить эти звуки мешает язычок, поэтому [л] и [Л] - согласные звуки. Большой братец [Л] – твердый согласный, маленький братец [л] - мягкий согласный. Твердый согласный звук обозначаем синей фишкой, а мягкий согласный - зеленой фишкой.
5. Игра «Назови пару».
Проводится в кругу с мячом.
Педагог называет твердый согласный звук, а дети в ответ -мягкую пару названного звука. Например, воспитатель называет звуки [с], [т], [в], [б], [л], [п], [г] и одновременно бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет парный мягкий согласный и возвращает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
6. Лексическое упражнение «Лисонька — лиса».
Условия игры: воспитатель показывает детям игрушку и задает вопросы.
Правила игры: дети по очереди отвечают на поставленный вопрос. В игре участвуют все дети. Вопросы:
- Кто это? (Лиса.)
- Назовите по-другому это животное. (Лисица, лисонька, хищница, лисичка, зверь.)
- Какие из этих слов длинные? Почему? (В них много звуков J
- Какими словами можно сказать про то, какая это лиса? (Хитрая, хищная, рыжая, остроносая, быстрая, ловкая, длиннохвостая.)
- Какими словами можно сказать про то, что делает лиса? (Стоит, смотрит, ждет, ожидает, выжидает, прислушивается, вслушивается, слышит.)
- Назовите это животное словом, в котором слышится звук [с]. (Лиса.)
- Вспомните слово со звуком [к]. (Лисонька, лисичка.)
- Какие слова, похожие по звучанию, можно подобрать к слову «лисичка»? (Сестричка, синичка, невеличка.)
7. Игровое упражнение «Мой медведь».
Выкладывание изображения медведя из геометрических фигур, полученных путем обрывания из бумаги по контуру.
Хоровод «По малину в сад пойдём».
1. По малину в сад пойдём, в сад пойдём, в сад пойдём. Плясовую заведём, заведём, заведём. (Идем по кругу)
Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка. (Идем в круг)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка! (Возвращаемся на место)
(проигрыш хлопаем руку об руку)
2. Как малины наберём, наберем, наберём, (По очереди выставляем ножку на пяточек вперед)
Пирогов мы напечём, напечём, напечём. (Имитируем как печем пироги)
Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка. (Идем в круг)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка! (Возвращаемся на место)
(проигрыш хлопаем руку об руку)
3. Пирогов мы напечём, напечём, напечём. (Имитируем как печем пироги)
Всех соседей позовём, позовём, позовём! (Выставляем правую руку в сторону и идем вокруг себя)
Припев:
Солнышко на дворе, а в саду тропинка. (Идем в круг)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка! (Возвращаемся на место)
(проигрыш хлопаем руку об руку)
Солнышко на дворе, а в саду тропинка. (Идем в круг)
Сладкая ты моя, ягодка-малинка! (Возвращаемся на место)
(проигрыш хлопаем руку об руку)
Этюд «Представьте Весну с закрытыми глазами»
- Ребята, предлагаю вам послушать музыкальное произведение Виталия Юр «Весенняя природа» закрытыми глазами и потом рассказать, что вы представляете.
Ответы детей: (Я слышу плеск воды и представляю ручьи, капель. А я слышу пение птиц, которые вернулись из тёплых краёв. Я вижу полёт бабочки. И т. д.)
- Откройте глаза. Молодцы ребята. Правильно, наступила прекрасное время года «Весна». И вы благодаря музыке смогли представить себе все весенние признаки природы.