ирина солдатенко
Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема № 30. Звук и буква Ш
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить правильно произносить звук [Ш].
2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, со-вершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.
3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
4. Учить преобразовывать слова.
5. Учить читать предложения, находить знакомые предлоги в предложении.
Публикация «Конспект занятия „Звук [Ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Задание 1. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку» :
дом — мак — кот.
Задание 2. Знакомство со звуком [Ш].
Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мышат
В камышах шуршат.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля-цию звука [Ш] :
— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий язычок наверху, образует «чашечку»;
— теплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горлышко «молчит».
Символ звука : змея шипит: ШШШШШ. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: ШШШШ (звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: ШШ. шш. (звук произносится плавно, с переходом на шепот).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]» :
ш, п, к, ш. ; ша, па, ка, шу. ; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш…
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
ша-шо-шу-ши. ; аш-ош-уш-иш. ; шта-што-шту-шты.
Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ша-аш, шо. ; аш-ша, уш.
Задание 7. Договорить последний звук в слове ([Ш]) :
каранда., малы., ланды., камы.
Задание 8. Вспомнить слова, начинающиеся на слоги:
ША: -ры, -кал, -лун. ; ШИ: -на, — ло. ; ШУ: -ба, -ра. ;
ШО (ШЕ) : -рох, -пот.
Задание 9. Закончить слово слогом ША (ШИ). Какие слова получились? Какой из этих слогов образует множественное число существительных (много предметов?
Ка., кры., гру., ча., афи.
Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ш]. Какие слова получились? Составить предложения с каждой парой слов.
Чашка — шашка, мишка —. , фланг —. , дар —. , губы —. ,
Гарик —.
Задание 11. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков) :
ш, к, а, ф; ш, у, б, а; к, о, ш, к, а.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови все звуки в слове».
Взрослый произносит слово, а ребенок раздельно называет звуки этого слова в должной последовательности:
шум [ш у м]; шут [ш у т]; Маша [м а ш а].
Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.
Сижу верхом,
Не ведаю, на ком. (Шапка)
Растет на суше,
Голова из плюша. (Камыш)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ш], в которых звук [Ш] стоит в начале, в середине, в конце слова.
Задание 15. Выучить чистоговорки:
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шу-шу-шу — помогите малышу.
Ши-ши-ши — на поляне малыши.
Шо-шо-шо — говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ош-ош-ош — у меня нож.
Иш-иш-иш — у меня малыш.
Уш-уш-уш — теплый душ.
Ашка-ашка-ашка — летит букашка.
Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка.
Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.
Задание 16. Взрослый называет ряд слов, просит ребенка составить из них предложение; назвать все слова со звуком [Ш], назвать предлог (если он есть в предложении).
Маша, магазин, ходить, в. Машина, ехать, дорога, по, быстро.
Кошка, молоко, лакать. Шура, школа, ходить, в.
Задание 17. Знакомство с буквой Ш.
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
О. Гофман
На что похожа буква Ш?
Буква Ш из пальцев : большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы поднять вверх.
Игры с буквой.
Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов :
шкаф, шуба, Миша, кошка, душ, шум.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, чтение слов, списывание печатными буквами, составление с каждым словом предложения:
мышка — мишка — мушка — мошка — кошка — кашка — Пашка — пышка — пушка — душка — Дашка — Даша.
Чтение предложений, нахождение предлога:
Вот Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом.