Папки-передвижки

Конспект занятия «Постановка и автоматизация парных согласных [Ш] и [Ж]»

Алена Пуртова
Конспект занятия «Постановка и автоматизация парных согласных [Ш] и [Ж]»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Ромашка

Конспект

открытого индивидуального логопедического занятия

Тема занятия : Постановка и автоматизация парных согласных

[Ш] и [Ж]

Учитель-логопед: Пуртова А. А

г. Урень

2019 г.

Цель: Автоматизировать и дифференцировать парные согласные звуки [ж] и [ш]

Задачи:

- образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Постановка и автоматизация парных согласных [Ш] и [Ж]“» размещена в разделах

1. Учить правильно произносить звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

2. Автоматизировать в словах звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

3. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

4. Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

5. Формировать навык слогового анализа слов;

- коррекционные

1) Развивать артикуляционный аппарат;

2) Развивать мелкую моторику рук;

3) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

- воспитательные:

1)Соблюдать правила поведения на занятии;

2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях;

предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

Речевой материал:

1. Ряд слов для развития фонематического восприятия, дифференциации звуков [ж] и [ш] на слух:

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, наживка, шмель, дождик, чашка.

2. Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговой

структурой слова:

животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

подушка, машина, ножницы, шкаф;

подснежник, жук, пиджак, лошадь.

3. Предложения для дифференциации звуков [ж] и [ш] :

В лукошке вишни. Женя едет на машине.

У Наташи вкусная ежевика. Хороши наши лыжи.

У Жанны большой флажок.

Миша и Маша кушают баклажаны.

4. Слова для слогового анализа:

Шапка, шуба, мешок, лыжи, жук, нож.

План – конспект

Организационный момент

(создание положительной мотивации к занятию).

-Посмотри, сколько гостей к нам пришло сегодня на занятие.

Поздороваемся с ними. (Здравствуйте)

-Нам с тобой пришло письмо от Звуковичка. Прочитаем его.

-Звуковичое пишет,что у него пропало два звука. Он не может вспомнить, как их произносить, какие они и как обозначаются.

Звуковичок просит нас помочь ему их найти. Давай вместе поможем?

Напишем Звуковичку ответное письмо, как только выполним все задания.

Тогда приступим!

Карточка № 1

1. Логопед загадывает загадки.

-В первой карточке, нам нужно с тобой отгадать загадки.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

-Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кошка? Правильно, звук [ш].

Слушай еще одну загадку:

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

-Как ты думаешь, какие звуки мы с тобой будем искать?

-Да, мы поможем вспомнить Звуковичку звуки Ш и Ж.

-Перед тобой картинки КОШКА И ЖУК в названии которых есть эти звуки. Они нам с тобой помогут в выполнении заданий.

Карточка № 2

2. Артикуляционная гимнастика: (обозначение картинками)

- Прежде чем, мы с тобой продолжим нам надо разбудить эти звуки. Для этого, выполним гимнастику язычка.

«Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варение», «Грибок», «Лошадка».

Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звуков Ш и Ж. Логопед дает рекомендации ребенку.

«Лопаточка»- рот открыт, язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка»- Рот открыт, губы в улыбке, боковые края и кончик языка приподняты. Спинка языка опущена, прогибается к низу.

«Вкусное варение»- рот открыт. Губы в улыбке. Широким краем языка облизываем верхнюю губу, затем втянуть язык в рот.

«Грибок»- нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась.

«Лошадка»- сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щёлкнуть языком.

Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков Ш и Ж.

- Давай посмотрим на твой ротик, что он делает, когда произносим звук Ш. Губы округлились в форме окошечка, язычок поднялся в верх в форме чашечки. Произнесем звук Ш.

-А теперь произнесем звук Ж.

-Изменилось ли что-то в ротике? (НЕТ)

-Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы натянуты вперед и округлены в форме окошечка, широкий кончик языка- «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Карточка №3

3. Звуковой анализ.

-Сейчас мы с тобой вспомним, какие звуки Ш и Ж, нам помогут обозначения – сигналы.

-Скажи, а звук Ш – гласный или согласный? (Согласный)

-Почему он согласный? (Он не поется, когда произносим чувствуем преграду: зубы и язык мешают пройти воздуху).

-Обозначим символом «закрытый рот», потому что звук Ш не поется. Положим напротив картинки КОШКА, где есть этот звук. (Ребенок кладет напротив картинки Кошка символ «закрытый» рот)

-Твёрдый или мягкий (Твердый)

-Каким цветом обозначаем твердый согласный звук? (Синим).

(Ребенок кладет обозначение «синий квадрат» напротив картинки Кошка)

-Скажи, а звук Ж – гласный или согласный?

-Почему он согласный? (Он не поется, когда произносим чувствуем преграду: зубы и язык мешают пройти воздуху).

-Обозначим символом «закрытый рот», потому что звук Ж не поется. Положим напротив картинки ЖУК, где есть этот звук. (Ребенок кладет напротив картинки ЖУК символ «закрытый» рот)

-Твёрдый или мягкий (Твердый)

-Каким цветом обозначаем твердый согласный звук? (Синим).

(Ребенок кладет обозначение «синий квадрат» напротив картинки ЖУК)

- А теперь подумаем, чем отличаются эти звуки. Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Произнесем Ш.

-Когда произносим звук Ш- горлышко молчит, значит звук ГЛУХОЙ.

-Обозначим это сигналом «нет звука». Положим напротив картинки КОШКА, где есть этот звук.

- Произнесем звук Ж.

-Когда произносим звук Ж- горлышко дрожи, значит звук какой?

-Правильно, звонкий.

-Обозначим это сигналом «есть звук». Положим напротив картинки ЖУК сигнал этот сигнал.

-Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем в игру «Кошка».

Карточка № 4

4. Пальчиковая гимнастика «Кошка». 2 раза.

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)

Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас

Карточка № 5

5. Игра «Добавь слово».

- Ты немножко отдохнул, а сейчас послушай меня внимательно. Я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по. (животикам).

К. Чуковский

- Какой звук в этом слове? Правильно Ж.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. (живот).

- Какой звук в этом слове? Правильно Ж.

И беседовал с ужами, заяц хлопая (ушами)

- Какой звук в этом слове? Правильно Ш.

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему. (поможет).

С. Маршак

- Какой звук в этом слове? Правильно Ж.

Как на тоненький ледок выпал беленький (снежок)

- Какой звук в этом слове? Правильно Ж.

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине).

- Какой звук в этом слове? Правильно Ш.

-Молодец, все слова в стихотворения добавил правильно.

Карточка №6

6. Игра «Поймай звук»

- А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и Жук. Возьми Кошку в левую руку. А жука в правую руку.

-Сейчас мы с тобой будем ловить звуки для Звуковичка.

-Я буду произносить слова со звуками Ш и Ж.

-Если я произнесу слово со звуком Ш, ты поднимешь картинку с кошкой, а если я произнесу картинку со звуком Ж, ты поднимешь картинку с жуком. Итак, начали:

ШАЙБА, ЖУРНАЛ, ЖАДНОСТЬ, ПЕТУШОК, КОЖАНЫЙ, ЖИРАФ, ЖЕЛТЫЙ, КУВШИН, ШКОЛА, ДРУЖНЫЙ, ШМЕЛЬ, ДОЖДИК, ЧАШКА.

-Молодец, хорошо справился с заданием, поймал все слова со звуками Ш и Ж для Звуковичка.

Карточка № 7.

7. Игра «Закончи предложение»

-Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

Миша и Маша собирают … шишки. Повтори все предложение.

У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.

-Скажи, какие звуки ты произносил в предложениях.

-Умница, закончил и повторил все предложения с этими звуками правильно.

Карточка № 8

8. Игра «Слоговые окошки»

- Перед тобой много картинок, в названии которых есть звуки Ш и Ж. Ты должен посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог –соединить картинку с цыфрой 1, если в слове два слога – соединить картинку с цифрой 2,т. е мы с тобой разложим картинки по окошкам.

Шапка, шуба, мешок, жук, нож.

-Умница, все слова разделил правильно на слоги и правильно соединил с нужной цифрой.

Карточка № 9

9. Игра «Четвертый лишний»

-А сейчас давай выполним задание, которое называется «Четвертый лишний».

-Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки Ш и Ж, одна из картинок лишняя. Ты должен назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

-Хорошо справился с заданием, нашел все лишние предметы с потерянными звуками.

Подведение итога занятия.

-А сейчас мы с тобой напишем письмо Звуковичку с помощью обозначений и картинок.

-Скажи пожалуйста, какие звуки мы с тобой нашли для Звуковичка в загадках в словах коШка и Жук (Звуки Ш и Ж).

-Приклеим картинки, в названии которых есть эти звуки.

-Давай вспомним, какой звук Ш гласный или согласный?

-Почему согласный? Приклеим обозначение «закрытый рот», потому что он не поется.

-Твердый или мягкий? Приклеим обозначение твердого согласного звука «синий квадрат».

-Глухой или звонкий? Приклеим обозначение «нет звука».

-Давай вспомним, какой звук Ж гласный или согласный?

-Почему согласный? Приклеим обозначение «закрытый рот», потому что он не поется.

-Твердый или мягкий? Приклеим обозначение твердого согласного звука

«синий квадрат».

-Глухой или звонкий? Приклеим обозначение «есть звук».

-Мы с тобой написали письмо для Звуковичка, оно отправится по адресату через Глухой и Звонкий Лес. Я думаю, что мы помогли Звуковичку вспомнить звуки, которые он потерял.

-Скажи пожалуйста, какие задания тебе были интересны?

-Какие задания тебе было трудно выполнить?

-Мне очень понравилось, как ты сегодня занимался. Все задания ты выполнил правильно. Были небольшие трудности в выполнении заданий. Мы повторим их на следующем занятии.

В награду за твою помощь Звуковичок передает тебе подарок «мыльные пузыри».

-А теперь, скажем «Досвидания» нашим гостям!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Форма занятия: подгрупповая, старшая группа. Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [ц]» Тема:Звук [ц].Цель:автоматизировать изолированный звук [ц].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [р]» Тема:Звук [р].Цель:автоматизировать изолированный звук [р].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация изолированного звука [С]» Цель: автоматизировать изолированный звук [с]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении изолированного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними» Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [с] в словах» Цель:автоматизировать звук [с] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука [с] в начале,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» Цель: автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном произношении звука [ш].

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]»Конспект индивидуального занятия с ребёнком с МДР «Автоматизация звука [ш]» «Автоматизация звука «Ш». Цель: автоматизация звука «Ш» в предложениях. Задачи. Коррекционно-образовательные: • закреплять умение правильно.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]»План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: - закрепление правильного произношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Постановка и автоматизация парных согласных [Ш] и [Ж]»
Опубликовано: 10 февраля 2020 в 23:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД