Ольга Киреева
Современные требования к личности старшего воспитателя методиста дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Ход заседания
1. Введение. Знакомство. Диагностика пожеланий «Что ожидают педагоги от этой школы». Коммуникативное упражнение «Давайте познакомимся»
2. Диагностика «Модель трех вопросов» (Что мы знаем о работе/обязанностях старшего воспитателя, что хотим узнать? В каких формах мы хотим это узнать, увидеть) (работа в группах)
3. Должностные обязанности старшего воспитателя, содержание работы обобщение, уточнение
4. Личностные качества современного старшего воспитателя (работа в подгруппах)
Публикация «Современные требования к личности старшего воспитателя методиста дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
5. Рефлексия
СЛАЙД 1
1. Введение.
Педагоги рассаживаются за 3 стола согласно выбранному в начале мероприятия цветовому смайлику.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашем первом заседании. Сегодня собрались на наше заседание самые достойные педагоги, учреждения, в профессиональных компетенциях которых руководители уверены. Мы с вами попытаемся понять, зачем в дошкольном учреждении нужен старший воспитатель и что входит в его функциональные обязанности. Но для начала мне хотелось бы понимать, что ожидаете Вы от нашей школы? У Вас на стуле лежали листочки, напишите пожалуйста свои ожидания, чтобы мы могли скорректировать свою работу с учетом Ваших пожеланий.
Сегодня мы собрались с Вами впервые, и чтобы наши встречи были более продуктивные, хотелось бы, чтобы мы все познакомились между собой. Для этого я предлагаю такую коммуникативную игру «Давайте познакомимся».
СЛАЙД 2
Каждой группе на столе лежит лист бумаги с описанием основных вопросов:
Имена скольких участников вашей подгруппы начинаются на букву «А»
Узнайте, какое любимое хобби у всех Наташ?
Выясните у Елены, в каком городе она/и родились? ( представьте их : Елена из)
Как зовут члена группы, который работает в ДОУ, Центрального района?
Как зовут членов группы, которые работают в детском саду с названием дерева, растения или цветка? (назовите название сада и имя педагога)
Сколько членов команды сегодня пришли в платье? Назовите их имена
Какой любимый цвет у Татьян в Вашей подгруппе?
Ваша задача, ответить коллективно на эти вопросы и презентовать участников своей подгруппы
СЛАЙД 3
Старший воспитатель, кто это? Сформулируйте своими словами определение
По мнению Н. Л. Ковалевой старший воспитатель-специалист, который готов работать в инновационном режиме, а также организовать работу в детском саду владеющий информационными технологиями [3].
Как отмечает Н. А. Виноградова старший воспитатель-это организатор, наставник всей педагогической деятельности дошкольной организации и связывает все функции педагогических работников в единое целостное образовательное пространство[2].
СЛАЙД 4
2. Модель трех вопросов
Для того, чтобы мне легче было построить свою работу с Вами я хотела бы предложить Вам принять участие в знакомой Вам деятельности. Предлагаю Вам заполнить модель трех вопросов
Правила. Вы разделились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать «модератора стола».
В ходе вашей работы будет три раунда, с переходом участников за разные столики. При этом «модераторы стола» будут переходить после окончания работы столика за следующий. Я попрошу определить и встать модераторов. Ваша задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи. В вашем распоряжении имеется 5 минут для работы каждого стола.
Каждый столик работает 5 минут, затем новый модератор приходит к ним с новым заданием и идеями соседнего стола, и так пока круг не сомкнется. В итоге каждый из вас выскажет идеи по каждому из вопросов. К окончанию третьего круга дискуссии вы будете знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение других.
По окончании дискуссии каждому столику представится возможность презентовать ваши идеи и перспективы дальнейшей работы по обсуждаемому вопросу.
Что мы знаем о профессии старший воспитатель?
Что мы хотим узнать?
В каких формах мы хотим это узнать?
На Ваших столах лежат направления, по которым нужно отвечать на вопросы
Работа в группах 5 минут
планирование организация контроль
СЛАЙД 5
3. Должностные обязанности старшего воспитателя, содержание работы обобщение, уточнение
А теперь предлагаю проверить и дополнить Ваши знания о содержании работы старшего воспитателя
Старший воспитатель должен выполнять функции и владеть следующими умениями при проведении ряда мероприятий.
1. Планирование:
- работа на учебный год (годовой план, ООП ДО, Рабочую программу воспитания)
- стратегическое планирование, разработка и внедрение программ развития и планов работы ДОУ;
– повышение профессиональной компетентности педагогов (квалификации, аттестации, курсовой подготовки воспитателей, работы с молодыми специалистами, в межаттестационный период, распространение опыта на разных уровнях);
– развитие преемственности ДОУ и школы;
– развитие сотрудничества с семьями, другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.
– комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
СЛАЙД 6
2. Организация:
– организация образовательной, воспитательной работы с детьми;
– организация экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;
– подготовку и регулярное проведение заседания педагогического совета;
– проведение для воспитателей открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, выставок, конкурсов;
– организацию работы творческих групп;
–пропаганды среди воспитателей библиотеки учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;
– организацию работы воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
– совместных мероприятий со школой;
– формирование и обобщение лучшего опыта работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
СЛАЙД 7
3. Контроль:
– в систематической проверке планов учебно-воспитательной работы;
– посещении по графику занятий в группах;
– контроле выполнения годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета;
– организации взаимодействия в работе воспитателей, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов;
– регулярном проведении диагностики развития детей, их знаний, умений, навыков;
– изучении планов воспитателей по самообразованию.
Следующее направление, мне хотелось бы обсудить с Вами отдельно. Успешное общение старшего воспитателя. О чем речь? Ваше мнение?
СЛАЙД 8
4. Общение:
– владеть собой в критических ситуациях;
– предвидеть конфликты и предотвращать их;
– изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы;
– правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников;
– ориентироваться во взаимоотношениях людей;
– строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества;
– устанавливать правильные отношения с заведующим и работниками управления образованием;
– выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям;
– учитывать особенности психологического климата в коллективе.
– создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
СЛАЙД 9
В едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих описаны основные составляющие компетентности к старшему воспитателю. Наибольшее внимание уделяется профессиональной компетентности педагога, обеспечивающий своевременное решение профессиональных задач, их преодоление, а также нахождение нестандартных решений, умение владеть современными технологиями и развивать возможности педагогов [5].
Таким образом, требования к компетентности старшего воспитателя детского сада состоят из:
-профессиональной компетентности;
-информационной компетентности;
-коммуникативной компетентности;
-правовой компетентности.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни каждого человека, для этого необходимо уделять пристальное внимание по ее формированию, так как она понимается как система психических, так и поведенческих характеристик человека, что способствует успешному общению для участвующих сторон. Коммуникативная компетентность старшему воспитателю необходима для владения ораторским искусством, для убеждения, также умения вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации происходящие в дошкольном образовательном учреждении.
Информационная компетентность старшего воспитателя зависит, прежде всего, от его умения эффективно работать с большим количеством информации, отбирать наиболее достоверные источники информации, информационные ресурсы [также].
Не менее важной компетентностью Т. А. Сваталова считает правовую компетентность - качество действий педагога, который обеспечивает наиболее эффективное использование нормативно-правовых документов в педагогической деятельности, а также участвует в разработке нормативно-правовых актов [7].
СЛАЙД 10
6. Личностные качества современного старшего воспитателя (работа в подгруппах)
Каждый специалист проходит определенные этапы своего профессионального становления. И хотя педагогический путь у каждого разный, для большинства старших воспитателей существуют общие характеристики:
– первичное усвоение норм, технологий, форм деятельности, необходимых приемов;
– осознание своих возможностей, способностей для выполнения профессиональных норм, утверждение индивидуального стиля;
– усвоение высоких стандартов, использование на репродуктивном уровне ранее разработанных приемов, методических пособий, технологий;
– обогащение опыта своей профессии личным творческим вкладом, авторскими находками, усовершенствованиями.
На основе общего анализа исследований в области управления, все качества, которыми сегодня должен обладать каждый руководитель, в т. ч. и старший воспитатель ДОО, можно разделить на 5 групп:
Предлагаю Вам принять участие в классификации качеств. Работаем также тремя подгруппами. Вам предложены качества которые нужно распределить по группам. Предлагаю сверить ваши решения с тем, что предлагают нам специалисты.
СЛАЙД 11
1). Общечеловеческие качества: трудолюбие, принципиальность, честность, верность слову, самокритичность, гуманность, тактичность, справедливость, целеустремлённость, высокая культура, порядочность, безупречная нравственность, альтруизм, работоспособность, выдержанность, любовь к своему делу, оптимистичность, требовательность к себе и другим, чувство юмора, внешняя привлекательность;
2). Психофизиологические качества и свойства личности : крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределённость внимания, оперативность и логичность памяти, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности);
СЛАЙД 12
3). Деловые качества и организаторские способности: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, самоорганизованность (умение беречь своё и чужое время, пунктуальность, дисциплинированность, исполнительность, умение чётко определить цель и поставить задачи, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, умение расставить кадры и организовать их взаимодействие, способность мобилизовать людей, мотивировать их; умение контролировать деятельность подчинённых; способность оперативно принимать решения, объективно анализировать и оценивать результаты, творческий подход к делу, умение поддерживать инициативу, стремление использовать всё новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет.
4). Коммуникативные качества: умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с подчинёнными, с родителями и детьми; умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться (культура речи и умение слушать, умение выступать публично.
5). Общая профессиональная компетентность: знание науки об управлении (основы менеджмента, психология управления); способность применять в практической деятельности современные организационно-управленческие принципы и методы; умение работать с документацией. Старший воспитатель детского сада должен быть человеком творческим, поощрять стремление к инновациям, свободному выражению идей, мнений; постоянно учиться, мотивировать других к занятиям самообразованием.
СЛАЙД 13
Подводя итог всему вышесказанному, какой он, современный старший воспитатель?
Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.
Задание «Синквейн» Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Участникам предлагается сочинить стихотворение на тему:
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
1. первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2. вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3. третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4. четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5. пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
РЕФЛЕКСИЯ «Продолжи предложение»
Я была удивлена тем, что ….
Я узнала новую информацию о….
Мне не хватило….
Я хотела бы продолжить разговор о…
Я заинтересовалась …и обязательно об этом почитаю.
Я изменила свое мнение о….