Наталья Беденина
Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музейно-образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом".
Оно было подготовлено специально для семинара по музейной педагогике (о нем я писала в прошлой публикации). Это своеобразное продолжение занятия "Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи". http://www.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-s-domovym-jashei-v-muzei-zapovednik-kizhi-konspekt-muzeino-obrazovatelnogo-zanjatija.html
Публикация «Конспект музейно-образовательного занятия „Домовой Яша ищет новый дом“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Для наглядности в публикации я буду использовать фотографии с разных занятий. (Я успела провести это занятие уже на 2-х группах: в родном саду и непосредственно на семинаре).
Тематика: «Путешествие в прошлое через старинные предметы»
Тема: «Домовой Яша ищет новый дом»
Цель: формирование у детей основ культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
•познакомить детей с особенностями строительства карельского дома на примере дома крестьянина Яковлева, входящий в музейный комплекс музея-заповедника Кижи, с предметами карельского быта,
•познакомить с традициями и обычаями крестьян, проживавших в Карелии на рубеже 19-20 веков,
•познакомить с карельским фольклором (загадками, народными играми, считалками, пословицами, поговорками,
•через знакомство детей с предметным миром народной культуры, традициями и фольклором коренных народов Карелии пробудить у ребенка интерес к истории своей семьи, своим историческим и национальным корням,
•формировать у детей основы музейной культуры – ценностное отношение к культурно-историческому наследию,
•создавая эмоционально комфортную атмосферу общения, познания, способствовать воспитанию добрых чувств и положительного мышления, уважения к окружающим и самоуважения, умения работать в коллективе, стремления действовать в соответствии с общечеловеческими нормами поведения,
•воспитывать бережное отношение к традициям народа своего края,
•способствовать развитию речи,
•способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному исследованию, инициативы и творчества.
Рекомендуемый возраст детей: старший дошкольный возраст
Материалы и оборудование:
•Мультимедиа проектор или компьютер,
•презентация «Домовой Яша ищет новый дом»,
•палочки для демонстрации сборки венца,
•кошель,
•мутовка,
•лапти,
•деревянная ложка,
•шарф.
Ход:
Воспитатель появляется в виде домового.
За плечами большой плетеный кошель. Ходит, смотрит по сторонам, ищет что-то, бормочет:
-Ой, горе мне, горе, потерялся, потерялся. Что делать-то?
Замечает детей.
-Здравствуйте, люди добрые? (кланяется до земли) Вы чьих будете? (Кто вы). А где я очутился? (В каком городе, месте) (Ответы детей.)
-А меня величают домовым Яшей. Живу я в музее-заповеднике, а он на острове чудесном находится, который омывается водами Онежского озера.
-Можно присяду, побеседуем немного… (Домовой садится на ковер и приглашает детей сесть рядом.)
-А про музей-то слыхивали, что это такое? (это место, в котором разные ценные вещи хранятся, эти вещи экспонатами называются, так мои экспонаты прямо под открытым небом стоят. Это памятники деревянного зодчества… Вот сколько слов непонятных сказал! Вы, наверное, ничего и не поняли. Давайте разбираться.
- Что такое деревяный? (сделанный из дерева). Значит, мои экспонаты деревянные!
-А что такое зодчество? Даже не ломайте голову, все равно не знаете. Я-то давно живу, все знаю. Слово «зодчество» (звучит красиво, не правда ли) - это древнее слово и означает умение красиво строить здания.
-Ну, так что же в моем музее хранится? (Красивые деревянные дома). Таких сейчас не строят. Это необычные дома, диковенные.
-Может, кто-то узнал, откуда я родом (Слайд 2)
-Живу я в музее-заповеднике «Кижи»! В этом музее собраны уникальные памятники деревянного зодчества (мы уже знаем, что это очень красивые деревянные постройки, каких нет в мире, только здесь). И находится он совсем недалеко от Петрозаводска, на острове Кижи.
-Кижи! Правда, необычное название. Может, вы знаете, что оно означает?
-Об этом мне еще бабушка и дедушка рассказывали, да все по-разному.
-Бабушка говорила, что слово «Кижи» идет от карельского слова «кижат», что означает «игрища». (Слайд 3)
-Издавна любили местные люди веселиться, петь, танцевать, играть. Да и сейчас не против. А вы, не хотите тоже повеселиться? Давайте я Вас научу играть в старинную карельскую игру «Сиди, сиди, Яша» А ну, вставайте в хоровод.
- Нам нужно выбрать ведущего, Яшу. Давайте его выберем с помощью карельской считалки:
Раз-два-три-четыре,
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чаши били,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить –
Тому водить.
Сиди, сиди, Яша! (описание игры)
Кто-нибудь становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:
Сиди, сиди, Яша,
Ты – забава наша.
Погрызи орешки
Для моей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается (2-3 раза)
-Устали? Давайте немного отдохнем …
- А из вас кто-нибудь бывал в моем музее? (Ответы детей) Красиво там, хорошо. Правда, сейчас там ремонт большой затеяли (реставрация называется). (Слайд 4) И мне теперь жить негде, вот отправился я новый дом искать. Может, у вас мне понравится, и останусь здесь жить.
-Только какой-то странный у Вас дом. А из чего сложен-то? (Ответы детей)
- В Кижах таких домов нет. У нас все постройки деревянные. Да раньше и строили строили по-другому. Хотите расскажу.
- А дедушка мой, домовитый был, хозяйственный, мне рассказывал, что «Кижи» произошло от карельского слова «кииджи» - водный мох, который с давних времен использовали в Кижах для утепления деревянных построек. (Слайд 5)
- А на моем острове так много разных деревянных построек, таких красивых. Да, раньше умели строить. Сколько лет уже стоят. Потому что они строили необычным способом. Они секрет знали.
- С давних времен умели возводить дома без гвоздей и пилы? Самым главным орудием был … Отгадайте карельскую загадку:
В лесу кланялся, кланялся,
Пришел домой - в сенях растянулся. (Топор).
- Правильно, топор!
- Поэтому в старину говорили не «строить», а «рубить» дом. Обтесанные топором готовые бревна складывали друг за другом в венцы. (Слайд 6)
Один венец, другой, третий и так до самого верха. Собирался дом, как конструктор.
-Хотите побывать в роли карельского «строителя» дома? (Дети пробуют палочки с углублениями на концах уложить в венцы.)
-Потом в стенах прорубали топором окна, затем этот дом украшали разными узорами. (Слайд 7)
-Кстати, я живу, вернее, жил в одном замечательном доме, который напоминает сказочный терем, в котором раньше жила большая семья крестьянина Максима Яковлева. (Слайд 8) А сейчас у меня нет дома, вот пошел искать новый дом, пока ремонт не закончится. На память о доме взял с собой вещи.
- Посмотрите, какая у меня сумка заплечная необычная.
А как вы думаете, из чего она сделана? (Варианты ответов: из дерева, из коры. Если дети ответят, что из дерева, то уточнить, из какой части, или навести на ответ, что из коры) (Слайд 9)
-Она сделана из коры березы. А знаете, как по-другому можно назвать кору березы? (береста) (Открывает кошель, достает кусочек бересты)
-Потрогайте, какая она? Взял я с собой кусочек. (Дети трогаю бересту)
- Белая кора березы собирает и хранит тепло солнца. Берез у нас много, да и гнется береста хорошо. Так вот мои хозяива очень широко использовали кору в хозяйстве.
-Ззнаете, как называется моя заплечная сумка? На какой современный предмет она похожа? (на рюкзак, ранец) Это старинный рюкзак называется кошель. (Слайд 10) Хотите померить? (Дети по очереди примеряют кошель).
Домовой комментирует:
-Он легкий, не промокает под дождем. У моего хозяина такой был. В таком кошеле носил мой хозяин грибы, ягоды, рыбу.
-Хотите заглянуть внутрь? Я в него сложил различные вещи, которые будут напоминать мне о моем доме, о моих хозяивах.
Просит одного из детей достать любой предмет. В кошеле хранятся лапти, муковка и деревянная ложка. Домовой рассказывает о предметах.
Лапти. (Слайд 11)
-Что это, знаете? Это обувь такая - лапти. А из чего сделаны? Тоже из бересты. Посмотрите на них. Знаете, как про лапоть говорили: Из березы свито дырявое корыто. Почему так говорили? Если что сплетено из бересты, дырочки в нем могут быть. Очень удобно было в такой обуви ходить на сенокос да в поле. А если на болото зайдешь, после вся вода через дырочку вытечет, и снова обувь сухая.
Как вы думаете, долго ли служил такой лапоть? (Недолго)
-Конечно, эта обувь быстро изнашивалась. Недаром говорили: «В дорогу идти, пятеро лаптей сплести». Мой хозяин за сенокос 5-6 пар лаптей мог сносить. А эту пару я берегу, на память о моем хозяине. Но Вам дам померить. (Домовой просит примерить лапти нескольким детям)
Мутовка. (Слайд 12)
- Знаете, что это такое? Это «бабушка» вашего миксера и венчика. Моя хозяйка тесто ею сбивала. Ведь тесто лучше всего мешать не ложкой-поварежкой, а вот таким приспособлением, которое называется рогаткой, или мутовкой. Мутовка тесто сбивает быстро - вот так (показывает, как пользовались мутовкой, крутить ее между ладонями, дает попробовать детям покрутить).
-Как вы думаете, из чего сделана эта «рогатка»? (Из верхушки хвойного дерева. Если дети скажут, что из дерева, то уточнить, что из хвойного, и задать вопрос, какие хвойные деревья они знают.
- А Вы знаете, как раньше делали мутовку? Всего один день в году можно было делать мутовку. Рано утром, до рассвета, искали в лесу дерево и считали веточки - «рожки»: «Мутовка-не мутовка, мутовка - не мутовка…» Важно, чтобы обязательно счет на слове «мутовка» закончился. Тогда лишь верхушку отрезали и верили, что такая мутовка будет правильной, а замешанный ее хлеб будет очень вкусным.
- Давайте проверим, хорошая ли у моей хозяйки мутовка? (Хором считаем «рожки»)
Деревянная ложка. (Слайд 13)
- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянной ложкой. Во время еды вы не сможете обжечься горячей пищей. Пользоваться деревянной ложкой полезно для здоровья. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили – «Запасливый гость без ложки не ходит».
Домовой все предметы складывает обратно в кошель, тяжело вздыхает.
- Хорошо у Вас здесь и люди вы душевные, но только по сердцу мне деревянные дома. Детки, подскажите, где можно мне на время ремонта дом деревянный найти? (Дети предполагают, что на даче, в деревне. Можно спросить, в каком месте деревня или дача находится.)
- Тогда пошел я новый дом искать.
Надевает кошель, низко кланяется.
-Спасибо Вам, детки за приют. Всего Вам доброго! До свидания! (Уходит.)
Всем спасибо за внимание и поддержку!