Екатерина Романова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Согласный звук [Ф][Ф’], буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Согласный звук [Ф],[Ф,], буква «Ф»
Цель: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,];
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Согласный звук [Ф][Ф’], буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; находить место звука в слове (первый, в середине, последний);
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, графические навыки; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли;
Воспитывающие:
формировать интерес к русскому народному творчеству; воспитывать умение слушать друг друга.
Планируемые результаты: узнаёт и называет звуки[ф][ф,]и букву «Ф», обозначающую эти звуки; различает звуки по твёрдости- мягкости; отвечает на вопросы воспитателя, чётко выражая свои мысли.
О. О: речевое развитие
Интеграция с другими образовательными областями:
Физическое развитие: физкультминутка.
-Здоровье: проверка соблюдений правил рассаживания за столом.
-Безопасность : самоконтроль за правильностью подъёма стула и переноса его на нужное место.
Социально-коммуникативное развитие: учить приходить друг другу на помощь.
-Труд : уборка своего рабочего места
Речевое развитие : -Чтение художественной литературы: чтение потешки, скороговорки.
Социально-коммуникативное развитие: вступление в диалог с взрослыми, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.
Художественно-эстетическое развитие: Музыка : слушание аудиозаписи «крик филина».
Раздаточный материал :рабочие тетради и цветные карандаши на каждого ребёнка.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Каждый день всегда,везде,
На занятиях,в игре
Верно, чётко говорим
И тихонечко сидим.
В. :- Ребята, я хочу рассказать, что сегодня произошло со мной утром. Сижу я утром в нашей группе, жду вас. Открыла окно, чтобы проветрить группу, тут вдруг в окно влетает гость.
А вы хотите познакомиться с нашим гостем? Я сейчас загадаю вам загадку, а вы должны отгадать её и узнать нашего гостя.
Днём спит, ночью летает
Прохожих пугает… (филин)
В. :-А что вы знаете про филина? Расскажите, пожалуйста.
(Дети рассказывают о филине, что знают.)
2. Основная часть:
В. : -Дети, филин приготовил для вас ещё одну загадку. Он зашифровал своё имя с помощью картинок. Нам нужно с вами посмотреть на картинку, назвать, что изображено на ней и, ориентируясь на первые звуки в словах, узнать имя филина. (фартук, иголки, мороженое, апельсин) Так как его зовут? (Фима)
(Уточнение понятия «звук» и «буква»)
В. :-Фима прилетел в нашу группу не просто так, а он нам принёс новые звуки и букву. Но ему очень хочется узнать, чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё сказать.
В. :-На какие две группы делятся все звуки?
(Звуки делятся на гласные и согласные)
В. :- Чем отличаются гласные звуки от согласных (гласные звуки при произношении во рту встречают преграды, а гласные звуки можно петь)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и зарыдать.
В тёмном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
В. : -Ребята,какие вы молодцы, много знаете о звуках и буквах.
(Фонетическая зарядка)
1. А вы знаете, как фыркает кот? (ф,ф,ф)
2. Как зовут героиню стихотворения К. И. Чуковского, которая поссорилась с посудой и другими домашними вещами? (Федора)
3. Когда Федора мыла посуду и приводила в порядок дом, чтобы не испачкать своё платье, что она надела? (Фартук)
В. :- Ребята, вы догадались,о каком звуке сегодня на занятии пойдёт речь (О звуке [Ф].
Придумайте слова со звуком [ф] и определите место звука в слове. Где он слышится: в начале слова, в середине или в конце слова?
В. :-Дети, я подготовила для вас одну скороговорку. Послушайте.
У Фани - фуфайка,
У Феди –туфли.
В. :-Давайте мы её произнесём сначала тихо и медленно, а потом громче и с ускорением.
-Ребята, у кого фуфайка? (У Фани)
-Какой первый звук в имени Фаня? (звук[ф])
- Какой это звук? (звук [Ф]- согласный, твёрдый)
- А у кого туфли? (У Феди)
- Какой первый звук вы слышите в имени Федя? (звук [ф,]- согласный, мягкий)
- Ребята, какие мы звуки произнесли? Назовите их.
- Чем они отличаются?
Вывод: звук[Ф] может обозначать как твёрдый звук [ф], так и мягкий звук[ф,]
Физкультминутка
В чистом поле дуб стоит,
(руки вверху, пальцы раздвинуты)
Филин на дубу сидит.
(руки на поясе, качать головой направо и налево)
У него такой вот нос, (показ)
Филин пухом весь оброс.
(руки на поясе, поднятии и опустить плечи)
Д/и «Узнай звук»
Если услышите в слове звук [ф]- хлопайте в ладоши, а если услышите звук[ф,], то хлопать не нужно. Слушайте внимательно.
Фигурист, фотограф, фокусник,Филя, Фома, кофта, футболист, филателист, фантик, фен, Фима.
Знакомство с буквой Ф.
Всем известно без подсказки
Буква Ф – как ключ из сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
- На, что похожа буква Ф? (на ключик)
Показ буквы Ф (шрифт чёрный)
Прописывание в воздухе.
Прописывание на ладошке.
Работа в тетради
В. : -Рассмотрите картинки, что вы видите (Флаг)
Задания детям:
Произнеси первый звук в слове «флаг». Закрась букву Ф (эф) над флагом синим карандашом, называя её твёрдым звуком- [Ф].
В. :-Сколько слогов в слове «флаг»(прохлопывание)
Составьте, пожалуйста,предложение со словом «флаг».
Сколько слов в предложении?
Какое слово в предложении первое, второе, третье и т. д?
Давайте мы его «запишем графически».
Сколько слогов в слове «филин»?
Назовите первый слог, второй.
Составьте, пожалуйста,предложение со словом «филин».
Сколько слов в предложении?
Какое слово в предложении первое, второе, третье и т. д?
Давайте мы его «запишем графически».
Молодцы, ребята!
3. Заключительная часть
В. :-С какой новой буквой мы познакомились сегодня на занятии?
А какие звуки она обозначает?
Какое задание вам больше всего понравилось?
А какое задание было для вас трудным?
НАШЕ ЗАНЯТИЕ ПОДОШЛО К КОНЦУ!