Мария Галактионова
Конспект занятия на тему «Согласный твердый звук [ш], буквы Ш ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Согласный твердый звук «ш», буквы Ш ш».
Цель: Учить анализировать артикуляцию твердого согласного звука «ш»; определять место звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком «ш». Учить писать печатные буквы Ш ш.
Оборудование: Картинка с буквой Ш, картинки для определения места звука «Ш» в словах, карточки-звуковые обозначения, картинка с воздушным шаром.
Ход занятия:
Воспитатель:
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре. Но путешествие у нас будет не простое а познавательное. (вешаю на доску картинку с воздушным шаром)
-Полетели!
Дети:
-Да! Полетели!
Воспитатель:
-Ребята, послушайте стихотворение.
Мы лети под облаками
Мы их трогаем руками
Поднимает в небо пар
Наш большой воздушный шар.
-Какой звук вы слышите в начале слова ШАР?
Дети:
-Звук «ш».
Воспитатель:
- Правильно, ребята! А вы знаете, что звук «ш» особенный? Он может быть только твердым! Давайте вместе произнесем следующие слова: ШИШКА, ШАШКИ, ШАХМАТЫ, ШИПОВНИК. (произносят хором)
-Каким слышится звук «ш» во всех словах?
Дети:
- Твердым.
Воспитатель:
- А каким цветом мы обозначаем твердый согласный звук?
Дети:
Синим цветом.
Воспитатель:
-Правильно!Молодцы! Можно приступать к следующему заданию. Я буду показывать вам картинку на которой изображен предмет, в названии которого есть звук «ш». Вам нужно определить место звука в слове : «в начале», «в середине». «в конце».(показываю картинки и вызываю деток по очереди к доске. Ребенок произносит слово вслух, определяет место звука в слове, прикрепляет звуковое обозначение в нужном месте под картинкой)
-Ребята, какие вы молодцы! Все справились! Готовы лететь дальше?
Дети:
-Готовы!
Воспитатель:
-Ребята, следующая наша остановка-это страница тетради. Открываем тетради на странице 47(4 7). Задание № 1. Слушайте внимательно!
- Определи место звука «ш» в словах. Поставь синим карандашом точку на линии соответственно местонахождения звука в слове (в начале в середине, в конце). Ребята, а почему синим карандашом? А не зеленым или красным?
Дети:
-Звук «ш»-согласный звук и он всегда твердый.
Воспитатель:
- Правильно!
(Дети выполняют задание в тетради)
Воспитатель:
-Ребята, давайте встанем на разминку.
НАДУВАЕМ БЫСТРО ШАРИК (показываем движение)
ОН СТАНОВИТСЯ БОЛЬШОЙ (руки вверх и широко в сторону)
ШАРИК ЛОПНУЛ (хлопок)
ВОЗДУХ ВЫШЕЛ (присесть)
СТАЛ ОН ТОНКИЙ И ХУДОЙ (встать, руки прижав к туловищу)
-Молодцы! Садитесь. Ребята, звук «ш» в русском языке обозначается буквой Ш. А чем буква отличается от звука?
Дети:
-Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы пишем и видим
Воспитатель:
-Правильно! Давайте заштрихуем букву Ш в тетрадях синим карандашом. (дети выполняют задание)
-Ребята, а из каких элементов состоит буква Ш?
Дети:
-Из линий.
Воспитатель:
-Молодцы! Все правильно!. Большая и маленькая буква Ш пишутся одинаково.
-Проводим три линии сверху вниз на одинаковом расстоянии и одну линию внизу слева на право. (показываю написание на доске)
-А теперь вы сами попробуйте написать букву Ш в тетрадях. Сначала обводите по точкам, потом пишете самостоятельно. (дети выполняют задание)
-Давайте с вами поиграем!
Игра на фонематический слух «Ладошки»
Я буду называть предметы, если вы услышите в слове звук «ш»-хлопайте в ладоши.
-Школа, шоколад, матрос, щука,сушка, ромашка, шило, машина и др.
-Какие вы молодцы! Наш полет на воздушном шаре подошел к концу!
-Ребята, какой звук мы учили?
Дети
-Звук «ш».
Воспитатель:
-Какой буквой обозначали?
Дети:
-Буквой ш.