Валентина Ряднина
Система работы, использование инновационных методик при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Система работы, использование инновационных методик при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих.
Публикация «Система работы, использование инновационных методик при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Свою работу я считаю творческой мастерской, где главное не только знание своего дела и умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «изюминку» в ребёнке. Дети с ОВЗ - это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, подтверждённые ПМПк, (членом которого являюсь и я) и нуждающиеся в получении образования со специально созданными условиями.
Инклюзивное образование предусматривает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Главная цель для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) : Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Задачи:
-способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
-проводить психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, поведенческом, мотивационном, эмоциональном, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Для правильной организации воспитательного процесса необходимо знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции.
Обследование ребёнка позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи его воспитания, решаемые в органическом единстве, которые отражены в индивидуальной адаптированной программе на каждого ребенка, с учетом его дефекта, и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Мной разработана система коррекционной работы с детьми с ОВЗ, начиная с ПМПк ДОУ (которую я возглавляю, создания адаптированных программ всеми члена реабилитационного сообщества с использованием технологий коррекции: ИКТ и здоровьесберегающих.
В своей работе я использую методы : эвристический, исследовательский, проектно - исследовательский, проблемного обучения, креативные методы (придумывание, «если бы) и т. д. Используя деятельностный подход, я часто провожу с детьми игры на развитие зрительномоторной и слухо-моторной координации.
Самомассаж, артикуляционная гимнастика, суджок, пальчиковая гимнастика, массажные шарики способствуют развитию мелкой моторики.
Использование мнемотехники помогает развивать память, а запоминанию букв и звуков способствует дермолексика (оживить каждую букву - нарисовать в цвете, выложить из счетных палочек, слепить из пластилина, изобразить своим телом, написать на спине впереди стоящего или на своей руке, поиск изученной буквы из текста, спрятавшихся букв на картинке.
Отгадывание кроссвордов, ребусов, игры-соревнования, кинезиология (кулак-ладонь-ребро, физкультминутки, гимнастка для глаз, интеллект – карты – это технология изображения информации в графическом виде для развития памяти, внимания и пр.
Логопедическая работа позволяет повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.
Мой подход к работе с детьми
В педагогике вообще, а в коррекционной - в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний и т. п. Незыблемо одно - бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к ребенку. Часто у меня спрашивают: «Что делать с «особым» ребенком?» Я отвечаю «Что делать? Любить, помогать! Принимать ребёнка таким, какой он есть! Вместе мы научимся всему!» Конечно, всё не так просто, но у нас «ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!» А это «всё» - совершенно различно для всех. Кто-то на следующий год пойдет в школу, а кто-то за этот год обучения сможет сказать одно лишь слово, но какое счастье для мамы, услышать впервые это долгожданное слово из уст любимого чада.
Я, как логопед, (возглавляю методическое объединение учителей- логопедов ДОУ, делюсь знаниями и умениями с коллегами, учитываю специфику дефекта ребенка, работаю в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, психологом, мед. работником, воспитателем, каждый из которых разрабатывает адаптированную индивидуальную программу развития ребенка по своему направлению, родителями, которых регулярно информирую о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы, и, конечно же о достижениях ребенка.
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников с ОВЗ интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Для оптимизации коррекционной работы активно использую компьютерные и мультимедийные технологии, использую цифровые образовательные ресурсы. Применяю в работе разнообразные формы ИКТ: презентации, обучающие и развивающие компьютерные программы («Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Домашний логопед», «Чтение по Фокиной», Интерактивные игры и упражнения для активизации речи у детей «Расти, малыш» от МЕРСИБО и др.). Использование ИКТ позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и повышать качество коррекционной работы. Мной разработано в приложении POWER POINT более ста логопедических занятий - презентаций.
Я использую различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей: внимания, памяти, мышления. При формировании звукопроизношения я использую упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции.
Физкультминутки помогают детям расслабиться, снять напряжение, также они развивают общую и мелкую моторику, зрительномоторную и слухо-моторную координации.
Использую также здоровьесберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Детям нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков). Использование суджок - массажёров, массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, логопедической и фонетической ритмике позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дают возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В работе применяю системно - деятельностный подход, в котором главное - развитие личности воспитанника. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаю и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов. (см приложение 1)
Чаще провожу занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры, кукольный театр, проекты.
Метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Конечно, наши дети в силу своих особенностей над проектами работают совместно с логопедом, т. е, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. Проектная деятельность требует от учителя-логопеда не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. Так проект «Огонь – друг, огонь- враг» занял 1 место в Муниципальной научно- практической конференции в 2019г, проект «Я помню – я горжусь» занял 3 место в 2018г.
Учить, играя - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть собранным, находчивым, быстрым, ловким, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Все мои НОД имеют элемент игры или сквозную игровую сюжетную линию, на основе которой подается материал обучающего или развивающего характера.
Развитие речи это важнейший компонент в соответствии с ФГОС ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные и универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего.
При проведении воспитательных мероприятий использую компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности дети учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания. Так общесадиковское мероприятие, которое проводила я вместе с другим логопедом в рамках Кирилло-мефодиевских чтений ХХVII дней славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия получили признание и благодарственное письмо от Департамента общего образования Томской области. 2017год. «День здоровья в ДОУ», который я проводила в виде квеста, на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Здоровье детей- богатство нации занял 3 место в 2016 году.
Я человек с активной жизненной позицией, поэтому принимаю активное участие в жизни детского сада, а также в профессиональных педагогических конкурсах разного уровня, и имею результаты. (См приложение 2)
Главной целью ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в свободное время.
Грамотное сочетание педагогами садика традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, позитивной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Ежеквартально провожу мониторинг динамики развития ребенка. Радуюсь, если наблюдается позитивная динамика развития. Важное направление моей работы — взаимодействие с семьёй, целью которого является: оказание квалифицированной поддержки родителям, создание условий для активного их участия в коррекционно-педагогическом процессе. Всегда учитываю мнение других педагогов, консультируюсь у них, если это необходимо. Поэтому считаю, что настоящий педагог - тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до потребности ребенка и вместе с ним совершить восхождение к его успешной социальной адаптации. Терпение и оптимизм – две важнейшие составляющие в работе с каждым ребенком.
Я уверенно шагаю по самой нужной и главной в мире планете – планете детства, на которой живу и работаю, развиваюсь профессионально, познаю мир вокруг, познаю себя. И я благодарна всем, кто сопереживает, помогает,