Светлана Красова
Система работы воспитателя с детьми, имеющими нарушение речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с нарушениями речи существенно отличаются от своих сверстников. Они имеют достаточно скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения, сложности в овладении навыками словообразования, неправильное употребление предлогов мешают таким детям усваивать программу детского сада.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром им трудно понять суть объяснений воспитателя, уловить причинно-следственные связи в тексте, запомнить стихотворение, пересказать услышанное или составить самостоятельный рассказ.
Публикация «Система работы воспитателя с детьми, имеющими нарушение речи» размещена в разделах
На занятиях по математике ребята не всегда понимают смысл задачи, следовательно, не могут решить ее.
Занятия по рисованию, лепке и конструированию также сопряжены с огромными трудностями, так как почти у всех детей с недоразвитием речи наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики.
Физкультурные и музыкальные занятия для данной категории детей более привлекательны, но и здесь они не часто бывают успешными, так как у них есть проблемы с ритмом и пространственной ориентировкой.
В нашем детском саду отсутствует учитель – логопед, в связи с этим, работа с детьми, имеющими нарушения речи, ложится на плечи всех педагогов.
В сентябре и мае мы проводим педагогическую диагностику и выявляем детей с тяжелой формой нарушения речи, которых направляем, с согласия родителей на ПМПК.
Задача всех педагогов детского сада, работающих с детьми с нарушениями речи, — максимально облегчить процесс коррекционно-развивающей работы, сделать его интересным и занимательным для дошкольников.
Педагог-психолог
-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
-организует на занятиях психогимнастику.
-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка.
Музыкальный руководитель
-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
Педагог физической культуры
- способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
-совершенствует координацию основных видов движения;
-развивает общую и мелкую моторику.
Важная роль в этой работе отводится воспитателю, так как он больше времени находится с детьми. Работая с детьми на протяжении всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые понятия и слова, контролировать и исправлять звукопроизношение ребёнка в тактичной форме. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Работа по коррекции речевого развития
В каждое утро я провожу с детьми «Рефлексивный круг». Это технология, которая позволяет стимулировать речевую активность детей, их мыслительные возможности.
Цель данной технологии: развитие связной речи детей, раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей, собственных действий и состояний).
Вот несколько задач педагогической технологии «Рефлексивный круг» или "Утренний круг" : сплотить детский коллектив; развивать умение выражать свои чувства и переживания публично; формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи; учить обсуждать планы на день (- неделю, месяц, передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее. Именно круг, по наблюдению психологов, является его гарантией защищенности, потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. В процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, активизируется творческий потенциал ребенка, формируется навык общения детей.
В режимных моментах так же проводится работа, например, устроить соревнование кто больше придумает слов о том, какое полотенце и что с ним можно делать. Во время одевания на прогулку можно поиграть в игру: «Один и много» (Один носок - много носков).
Ежедневно провожу пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук и умения согласовывать действия с текстом(«Вышли пальчики гулять», «Гости», «Рыбки» и т. д.)
Артикуляционная гимнастика «Жил-был мальчик Язычок…»
Игры на развитие слухового внимания: «Кто позвал?», «Где звенит колокольчик?», «Отгадай, что звучит?»
Во второй половине дня индивидуально занимаемся с 2-3 детьми по автоматизации звуков. ( проговаривание чистоговорок: «со- со – со мы катили колесо»)
В процессе образовательной деятельности мы развиваем умения детей пересказывать литературные произведения, составлять описательный рассказ по содержанию картинки, указывая место и время действия, придумывать события, предшествующие изображённому и следующие за ним.
Огромную роль в коррекционной работе играет организация предметно- пространственной развивающей среды.
Организуя предметно-развивающую среду в групповом помещении, мы руководствуемся возрастными и психологическими особенностями дошкольников. Обстановка в группе направлена на активизацию речи детей, речевого общения и речевого творчества. Оборудование в центрах развития меняется раз в неделю, в зависимости от изучаемой лексической темы.
Дидактический материал в речевом центре:
• пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки;)
• пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; мячики, прищепки, трафареты; мозаика, паззлы, шнуровка и т. д.)
• материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; детские музыкальные инструменты: гармошка, барабаны, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки)
• игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
• игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
• игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу.