Ирина Барденкова
Использование инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста по формированию речемыслительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создаёт специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Публикация «Использование инновационных технологий в работе с детьми раннего возраста по формированию речемыслительной деятельности» размещена в разделах
Ранняя коррекция недостатков развития речи ребенка становится все более актуальной проблемой психологии, нейропсихологии, педагогики и логопедии. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения. Важнейшей причиной роста ее актуальности является то, что с каждым годом, количество детей с различными нарушениями и задержками речевого развития становиться все больше. Для повышения у ребенка коммуникативных навыков и возможности взаимодействовать с социумом, важна ранняя коррекционно-логопедическая работа, учитывающая возрастные закономерности психоречевого развития детей раннего возраста.
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
• исследовательский характер;
• легкость для самостоятельных занятий ребенка;
• развитие широкого спектра навыков и представлений;
• высокий технический уровень;
• возрастное соответствие;
• занимательность.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
В ходе коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющие задержку речевого развития, я отобрала некоторые занимательные игры и упражнения на компьютере:
I. «Игры с Тигрой», подраздел «Просодика» ( например: кораблики, одуванчики, воздушный змей и т. д., на развитие правильного речевого дыхания (это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз).
II. Игровой программно-аппаратный комплекс «Солнечный замок» ( Автор: Ходченкова О. А. ; Научный руководитель: Русецкая М. Н.) Слуховой гнозис, речевое звукоразличение, фонематический слух.
III. Мультимедийные презентации (они позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей).
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, откроет новые возможности раннего образования.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве –умение самостоятельно приобретать новые знания.